Расширение возможностей физико-математического образования в целях формирования и развития социального и предметного окружения учащихся

15 декабря 2014 - Юлия К.
Зам. директора по НМР
 Макарова Е.Н.

 
    

     Профильное обучение и предпрофильную подготовку по предметам физико-математического образования на базе МБОУ гимназии № 7 г. Балтийска стали осуществлять с 2004 года. Для учащихся 10-11 классов открыты профильные математические классы, введена система факультативных профильных курсов и спецкурсов, создано ученическое научно-исследовательское общество (УНИО), разработаны индивидуальные траектории сопровождения учащихся, проявляющих интерес к изучению отдельных предметов, создана система сопровождения одаренных детей для развития их научного и творческого потенциала, разработан комплекс ме­роприятий для реализации творческого потенциала учащихся по предметам: математика, физика, астрономия, информатика.

     С 2009-2011гимназия являлась опорной площадкой БМР по отработке региональной системы менеджмента качества образования.

     С 01.09.2011 года гимназия внедряет федеральные государственные образовательные стандарты на ступени начального образования.

     С 01.09.2012 года – участник апробации введения ФГОС на ступени основного общего образования в Калининградской области и опорная площадка в Балтийском муниципальном районе.

     С 01.09.2013 года – участник апробации введения ФГОС на ступени среднего общего образования в Калининградской области и опорная площадка в Балтийском муниципальном районе.

     На основании Постановления Правительства Калининградской области №76 от 16.02.2012г. «О модернизации системы общего образования Калининградской области в 2012 году» гимназия вошла в число десяти опорных школ для организации дистанционного образования учащихся и создания необходимых для реализации данного направления условий.

     За использование педагогическим коллективом гимназии возможности современных информационных технологий и цифровых предметно-методических материалов в рамках проекта гимназия награждена дипломом «Школа цифрового века".

     В рамках деятельности по реализации федерального проекта по техническому творчеству «Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей направленных на развитие научно-технической и исследовательской деятельности обучающихся» в рамках сетевого взаимодействия в 2012 году между Гимназией и МАО УДОД «Дом детского творчества» подписан договор предметом которого является двухстороннее сотрудничество учреждений в сфере развития техносферы.

     С целью повышения качества физико-математического образования и предоставления возможности каждому учащемуся  достижения максималь­ных индивидуальных результатов в 2013-2014 учебном году в МБОУ гимназия №7 г. Балтийска была разработана «Модель организации физико-математиче­ского образования в гимназии» (В соответствии с приказом Министерства образования Калининградской области от 15.02.2013  №109/1  «Об организации отбора общеобразовательных учреждений – опорных школ по физико-математическому и лингвистическому направлениям в 2013 году»  и на основании решения конкурсной комиссии  (протокол № 2 от 4.04.  2013 года).

     В соответствии с моделью выстроена система непрерывного физико-математического образования, начиная с предшкольной подготовки по математике будущих первоклассников, предпрофиля – 5-6 кл и «мягкого профиля» в 7-9классах. В старшей школе продолжает развиваться профильное обучение, в которой осуществляется углубленная подготовка по предметам физико–математического направления. Таким образом, системно выстроенное образование направлено на индивидуализацию обучения, увеличение практико-ориентированных форм обучения, развитие сетевого взаимодействия, реализацию дистанционного обучения, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

     Согласно плана внутришкольного контроля было проведено самообследование изменения качества обучения по следующим  направлениям – качество результатов, качество процесса, качество управления.

     Качество процесса во многом зависит от качества деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства школы.   

     Для реализации математической стратегии в 2014-2015 и повышения качества образовательных услуг возникла необходимость скоординировать программы физико-математического цикла для перехода на новый качественный уровень.

     После тщательного обсуждения возможных перспектив физико-математического образования были внесены изменения в учебный план:

внутрипредметный модуль обучения «Теория вероятности и статистика» в 7-9 классах;

внутрипредметный модуль обучения «методы решения математических задач» и «методы решения физических  задач»  в 10-11 классах;

в часть, формируемую участниками образовательного процесса в профильных классах введены дополнительные часы на межпредметный модуль «Математический практикум» и «Физический практикум»

     Для этих целей педагогическим коллективом откорректированы

учебные программы;

определены УМК и учебные пособия;

разработаны муниципальные и региональные конкурсы для участников.

     Приглашены преподаватели высших учебных заведений и в т.ч. преподаватель БФУ им. И. Канта, который организует индивидуальное сопровождение учащихся в исследовательской и проектной деятельности.

     Возросло качество деятельности по организации внешкольной предметной занятости обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.

     Программа «Образовательное путешествие как средство активного взаимодействия гимназии и семьи» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. 

Образовательные модули –

экскурсии по Балтийску, Калининграду и Калининградской области

сетевое взаимодействие с образовательными организациями города и области

экскурсии по странам ближнего Зарубежья

поездки в Польшу

поездки в страны Европы

поездки по маршруту «Мы - россияне» и др

Новым направлением стало участие в выездном лагере ГБУ ДО КО «Центр развития одаренных детей

Класс Дата пребывания в ЦОД Общее количество учащихся в классе Количество учащихся обучившихся в ЦОД
1.                   10 02.12.2013 – 07.12.2013 12 12
2.                   10 25 декабря 2013 - 5
Детский Форум
3.                   7 11.03.2014-15.03.2014 28 28
4.                   27.01.2014-01.02.2014 17 17
5.                   20-25.10.2014   18
6.                   10б 17-22.11.14   16
7.                   1-6.12.14   17

 
      Повысилась оснащенность профильных кабинетов. Ключевым элементом современной информационной многопрофильной гимназии является технологическое оснащение образовательного процесса.  В 2013-2014 уч. году в рамках проекта гимназия получила комплект физического оборудования для проведения лабораторного практикума. Кабинет физики оснащен переносными ноутбуками (15 шт.). Рабочее место учителя оборудовано новым персональным компьютером, документ–камерой, сканером, 3-Д принтером. Кабинет математики оснащен переносными ноутбуками (15 шт.), рабочее место учителя оборудовано новым персональным компьютером, интерактивной доской с короткофокусным проектором, доку­мент – камерой, системой голосования.  Наличие данного технического осна­щения способствует развитию информационной компетентности учащихся: формированию навыков работы с источниками, материалами для усиления ви­зуальной и экспериментальной составляющей обучения математики и физики, способствует развитию ИКТ-компетенций учащихся.

     Для организации внеурочной деятельности учащихся были приобретены комплекты по робототехники «LEGO Mindstorms» и радиоэлектроники на базе Ардуино.

     В рамках проекта сетевого взаимодействия школ региона получены наборы дисков «Наглядная физика» и «Наглядная математика». Применение данных наборов на уроках позволяют демонстрировать учащимся интерактивные опыты к урокам, организовывать фронтальные и индивидуальные практические работы.

     В дополнение к представленным данным, следует подчеркнуть положительную динамику по организации и проведению предметных событий в гимназии. Так, в 2013-2014 уч. г. проводились метапредметные Дни (например, 27 февраля - «Русская душа олимпийской сказки» ), ориентированные на формирование метапредметных результатов учащихся по отдельным предметам. В 2014-2015 уч.г. проводятся Дни метапредметной интеграции, цель которых - решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов.

 
      20 октября День метапредметной интеграции был посвящен лицейским дням А.С. Пушкина - «Пора очей очарованья». С помощью этой образовательной технологии учащиеся 5-8, 10 классов проживали и осваивали в игровом действе культурные, научные и технические феномены эпохи Пушкина.

      В этот учебный день было проведено 13 теоретико-практических занятий общим объемом 52 часа и 7 занятий в мастерских прикладного творчества. Содержательно в метапредметную интеграцию по теме были включены 11 дисциплин: русский язык и литература, «Живое слово», математика, биология, химия, география, история, английский язык, немецкий язык, технология. 

Никакая метапредметная учебная интеграция не будет эффективной, если она не будет личностно-значимой для учащихся. На этапе рефлексии и самооценки ребята под сопровождением тьюторов (учащихся 10 классов) ответили на вопросы анкеты:

своей работой на уроке я доволен - 86%

мое настроение улучшилось - 72%

материал урока мне был интересен – 91%

урок для меня показался коротким - 67%

сегодня на уроке мне было комфортно - 95%

 
     В соответствии с новыми формами занятий изменяется качество планирования и организации уроков, а значит меняются и технологии проведения уроков. На заседаниях методических объединений проанализировано, какими технологиями владеют педагоги в большей степени и дальнейшая работа строилась по активному применению - технологий дистанционного обучения, проблемного изложения и продуктивного чтения, современных информационных, проектной и исследовательской технологий, критериального оценивания и др.

     В результате можно констатировать динамику роста уровня профессиональной компетентности учителя.

     Для создания портала дистанционного обучения, обеспечивающего интерактивное взаимодействие учащихся, тьюторов, кураторов дистанционного курса закуплен сервер, на который установлено программное обеспечение Moodle, позволяющее организовать как синхронное так и асинхронное дистанционное обучение.

     С этой целью выстроена система обмена опытом по использованию дистанционных технологий внутри гимназии. Двенадцать педагогов гимназии прошли 72 часовые курсы повышения квалификации на базе КОИРО по теме «Организация информационного пространства образовательного учреждения», Тихомирова Н.Е. прошла стажировку в Москве и Краснодаре, где познакомилась с опытом внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс школы. Были организованы ряд обучающих семинаров по вопросам реализации дистанционного обучения, как на базе гимназии, так и за ее пределами.

     В гимназии имеются информационные и цифровые образовательные ресурсы, позволяющие разнообразить формы и методы работы педагогов.

Педагоги гимназии: Лопушнян Г.А., Богачева Т.Ю., Крупнова О.И., Тихомирова Н.Е., Михайлова М.В. разработали дистанционные курсы на портале "Дистант-7», на которые были зачислены учащиеся, желающие пройти данный курс обучения.

Педагоги Бондарькова Л.Н., Клинковская М.В., Макарова Е.Н. разместили материалы для дистанционного обучения учащихся на своих сайтах.

Внедрение дистанционного обучения (дистанционная поддержка обучения детей, находящихся на длительном лечении, дистанционная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, работа с одаренными детьми по подготовке к интеллектуальным олимпиадам и языковым марафонам) позволило предложить новые формы организации образовательной деятельности по лингвистическому и физико-математическому направлению и частично решить нехватку помещений для непрерывного образовательного процесса во внеурочное время.

 
     Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя способствует распространению педагогического опыта на муниципальном, региональном и всероссийском уровне. В дополнение к имеющимся публикациям педагогов в научно-методическом журнале «Управление качеством образования» (учитель физики – Лопушнян Г.А., учитель математики – Голобородько Т.В) в 2013-2014 гг добавились статьи в сборнике «Опыт и перспективы развития образования в Калининградской области» (учитель английского языка Бубнович Е.А., учителя немецкого языка Брокар И.В. и др), в сборнике «Технология управления реализацией ФГОС в образовательных организациях Калининградской области».

     В соответствии с Требованиями ФГОС, результативностью деятельности ученика являются  не только предметные, но и метапредметные результаты. С этой целью в гимназии реализуется проект сетевого взаимодействия с МАОУ СОШ №7 г. Калининграда «Содружество». 

Одной из форм взаимодействия стали совместные конференции учащихся и проведение выездных творческих экзаменов по защите исследовательских и проектных работ.

     Так, в мае 2014г состоялась совместная научно-практическая конференция «О, сколько нам открытий чудных» для 5-10 классов, где были представлены проекты и исследовательские работы:

 

направление 5-6 кл 7-8 кл 10кл
1 Физико-математическое 11 7 13
2. лингвистическое 3 5 10

 
     Поиск путей качества образования коллективом гимназии подводит к необходимости расширения социальных контактов и установлению партнерских отношений с различными образовательными учреждениями и организациями на муниципальном и региональном уровнях. Гимназия выступает в роли ресурсного центра по дистанционному обучению, объединяя ряд школ муниципалитета и области для решения вопросов создания системы оценки качества образования. Расширение партнёрских социальных связей необходимо для создания возможностей прохождения социальной практики и получения позитивного социального опыта учащимися гимназии.

      Расширение социальных связей гимназии является свидетельством повышения роли гимназии в местном сообществе, положительной оценки качества гимназического

Комментарии (0)