Становление и развитие образования в Калининградской области

20 мая 2016 - Юлия К.

 

Становление и развитие образования в Калининградской области

   Основные тенденции развития системы образования Калининградской области имеют свою специфику, которая связана с историческим прошлым края. Процесс развития образования условно можно разделить на два основных этапа: советский (1945-1992 гг.) и постсоветский (1992-по настоящее время). Первый этап можно разделить на 3 периода, для каждого из которых характерны вполне определенные тенденции развития.
   Первый период — с 1945 по 1950 г. Архивные документы свидетельствуют, что в данный период были заложены основы системы народного образования в Калининградской области. Система народного образования начала формироваться «еще до организационного оформления области». 17 июля 1945 г. генерал-полковник К.Н. Галицкий подписал приказ «Об открытии школ для детей военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона». 15 сентября 1945 г. была открыта первая в области школа с контингентом учащихся 126 человек (из них 30 сынов полка); руководить школой был откомандирован армейский офицер. В 1945-1946 гг. на территории области функционировало 20 школ: 5 средних, 4 семилетних, 11 начальных, обучалось в них 3968 детей. Школы обслуживали главным образом детей военнослужащих и частично детей рабочих целлюлозно-бумажной промышленности, а с 1946 г. — детей колхозников-переселенцев, а также рабочих и служащих других специальностей. Учителями были жёны офицеров, демобилизованные воины, специальные кадры, направленные министерством просвещения РСФСР.
   Для физически ослабленных детей были созданы санаторно-лесная школа (на 100 человек) и 2 специальные школы: для глухонемых (на 100 человек) и умственно-отсталых (на 100 человек). Одновременно в 19 детских домах было размещено 5 тыс. немецких детей-сирот.
   При областном гражданском управлении был создан отдел народного образования, начали формироваться руководящие органы. В декабре 1945 г. был укомплектован аппарат ОБЛОНО, весной 1946 г. были созданы руководящие органы; система рай(гор)оно в соответствии с административным делением.
  Организация школ сопряжена была с огромными трудностями. Необходимо было восстанавливать школьные здания, создавать и оборудовать учебные кабинеты и библиотеки, решать проблемы с учебниками и школьно-письменными принадлежностями. Исследователи-краеведы отмечают, что «1946/47 г. был самым трудным в истории народного образования области... Весной и летом 1946 года шла подготовка к учебному году, которая превратилась в подлинно общенародное дело».
   Огромную помощь в открытии школ оказывали общественные организации, предприятия, воинские части, которые своими силами и средствами восстанавливали здания, изготавливали мебель, обеспечивали учебные заведения топливом. Школы области начинали работу при отсутствии программ и учебников по отдельному предмету. Так, например, по физическому воспитанию занятия проводились по комплексу БГТО, для подготовки к урокам учителя пользовались материалами газет и журналов, начальная школа работала без учебников по истории, не хватало учебников по естествознанию.
   Работа в системе образования строилась в соответствии с последними решениями партии и правительства об усилении идеологической работы среди подрастающего поколения и требованием Министерства просвещения об улучшении качества преподавания и борьбы с второгодничеством. Одним из средств воспитания учащихся было проведение путешествий пионеров и школьников по Калининградской области. Празднование 30-летия ВЛКСМ было отмечено выпусками газет, конкурсами, рисунками, сочинениями, читательскими конференциями, городскими и районными смотрами художественной самодеятельности, спортивными праздниками, торжественными вечерами, пионерскими слетами и сборами пионерских дружин. В 1947-1948 учебном году в период проведения «недели сада» была произведена закладка садов и ягодников, посадка деревьев и кустарников. Каждый учащийся должен был посадить не менее 10 зеленых растений. С 1948 г. было организовано ежегодное социалистическое соревнование на лучшую подготовку школ к учебному году. За успешную работу в 1947-1948 учебном году 10 учителей области награждены Министерством Просвещения значком «отличник народного просвещения». Таким образом, в период становления области в школах проводилась большая учебно-воспитательная работа, которая строилась в соответствии с указаниями партии и правительства.
   Система образования Калининградской области с первых дней основания имела мощную динамику развития.
   В 1950-х гг. в содержании образования особое место занимали проблемы усиления идейно-политической направленности, практической ориентации во всех учебных предметах, воспитывающего обучения.
   В 1960-1970-х гг. активно разрабатывается концепция дифференцированного обучения, в основе которой находились специализация и профилизация. В данный период были открыты специализированные классы, спецшколы с углубленным изучением физики и математики, гуманитарных предметов, вычислительной техники.
   В советский период развития системы образования в Калининградской области определяющими для процесса образования и воспитания были идеи коммунистической направленности: патриотизма, национальной гордости, боевой и трудовой славы. В середине 1950-х гг. появляются идеи политехнического обучения. С 1964-1965 гг. доминируют идеи морального кодекса строителя коммунизма, идеи советского патриотизма и социалистического интернационализма.
   Важно отметить, что в 1980-х гг. в области на протяжении длительного времени проходил социально-педагогический эксперимент, направленный на перестройку управления народным образованием в масштабах области. Эксперимент проводился при активном участии ученых ряда научно-исследовательских институтов, Академии педагогических наук СССР. Основная идея эксперимента — педагогический труд надо оценивать по его конечному результату. Под конечными результатами понималось проявление во взрослой жизни ученика стержневых качеств личности.
   В постсоветский период (с 1985 г. по настоящее время) наибольшее развитие получили в региональной системе образования Калининградской области такие направления, как система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, интенсивные технологии обучения иностранному языку, компьютерные технологии, программа «Развитие» Л.А. Венгера и А.В. Запорожца.
   Инновационные процессы в сфере образования положительно влияют на качество образования и воспитания в школе, повышают профессиональный уровень учителей, создают лучшие условия для духовного развития учащихся, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.
   Индивидуальность становится ценностью и приоритетной целью общества. Понимание индивидуальности как отдельного явления, заключающего характеристику психического мира человека, находящегося в диалектическом единстве и взаимосвязи с его личностной характеристикой, развитие которого зависит от природных свойств организма человека и социализации, ставит на одно из первых мест социального формирования целостной индивидуальности человека.
   Основная задача образования — создавать условия для получения каждым человеком информации, помочь раскрыть внутренние возможности, и помочь в движении по пути самореализации, уделить внимание его общему развитию — формированию индивидуальности.

 

Источник: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/istorija-stanovlenija-i-razvitija-obrazovanija-i-pedagogicheskoj-mysli-v-vostochnoj.html
 



 

Комментарии (0)