Независимая оценка качества образования

24 августа 2016 - Юлия К.
 Статья 95, 95.1, 95.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ    
   Скачать презентацию "Опыт участия гимназии №7 в международных и национальных исследованиях"
 
   Мониторинги        
 Гимназия - лидер Рейтинга школ Калининградской области по независимой оценке качества портал bus.gov.ru        
   Система управления качеством образования        

 
 

   Участие в различных международных и национальных исследованиях, которые взаимно дополняют друг друга, дают полноценную информацию о системе образования гимназии, оценивая различные её стороны. Сравнительные результаты исследований позволяют выявить особенности обучения чтению, математике, естественнонаучным предметам в начальной и основной школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом.

   Наше участие в международных и национальных исследованиях обусловлено приказами Министерства образования Калининградской области: №427/1 от 25.04.2016г. «О проведении международного исследования ICCS-2016 в 8 классах на территории Калининградской области», №386/1 от 11.04.2016г. «О проведении международного исследования PIRLS на территории Калининградской области», нормативными документами гимназии: приказами МБОУ гимназия №7 г. Балтийска:

  • №55 от 10.02.2015г. «О подготовке к международным исследованиям TIMSS-2015 в 8-х классах МБОУ гимназия №7 г. Балтийска»;
  • №144 от 03.04.2015г. «О проведении международных исследований TIMSS-2015 в 8-х классах МБОУ гимназия №7 г. Балтийска»;
  • №180 от 20.04.2015г. «О проведении национального исследования качества граждановедческого образования в 8-х классах МБОУ гимназия №7 г. Балтийска»;
  • №170 от 15.04.2016г. «О проведении международного исследования PIRLS-2016»;
  • №190 от 27.04.2016г. «О проведении международного исследования качества граждановедческого образования ICCS-2016 в 8-х классах МБОУ гимназия №7 г. Балтийска».

   Первое исследование, в котором нам предстояло принять участие – этоTIMSS-2015.

   Был разработан план подготовки к международному исследованию — с учителями проведен обучающий семинар, на котором были даны ответы на следующие вопросы:

— С какой целью проводится международное исследование?

— Каковы основные положения международного исследования?

— Что включено в инструментарий исследования?

— Какие предметные области и разделы предметных областей будут затронуты в исследовании?

— Какие уровни подготовки учащихся выделяются в международном исследовании TIMSS?

   Учителям математики, физики, биологии, химии был предложен текст демоверсии TIMSS для решения. Данная работа позволила учителям сделать выводы о спектре вопросов, включенных в международные исследования, которые затрагивают не только знания и умения обучающихся, но и уровень их подготовки к анализу данных, обобщению, решению нестандартных задач.

   Учителя сделали вывод в оценке различия требований к уровням подготовки учащихся нашей гимназии в рамках основной образовательной программы и международного исследования.

   В исследовании TIMSS значительное внимание уделено материалу, который изучается в 5-6 классах. При этом незначительно или вовсе не затронуты ряд вопросов содержания, основательно изучаемых в 7-8 классах.

   Включены практические задания, в которых представлена ситуация, близкая к реальной, где требуется самостоятельно извлечь из условия необходимую информацию, представленную в различной форме, проанализировать ее, выполнить некоторые расчеты и выбрать оптимальное решение, учитывая все условия и ограничения, указанные в задании. Заданий такого типа в российских учебниках нет.


   Изменения в системе оценивания: оцениваются не только предметные знания, но и уровень освоения компетенций.


Учителя гимназии выработали план подготовки обучающихся к данному международному исследованию.

В процессе подготовки к исследованию были проведены беседы с обучающимися и родителями.

В гимназии выстроена система информирования участников образовательного процесса через

— сайт гимназии;

— электронный журнал;

— информационные стенды в помещении гимназии;

— родительские собрания.


   С учащимися в рамках подготовки к тестированию была проведена пробная работа по демоверсии TIMSS (сайт centroko.ru).

   Цель данной работы: ознакомить учащихся с характером заданий, включенных в международное исследование.

   В гимназии администрацией был проведен анализ состояния качества знаний по естественнонаучному направлению в рамках перехода на ФГОС.

   Кроме этого, во всех международных исследованиях дополнительно изучаются особенности содержания школьного общего образования, особенности образовательного процесса, а так же факторы, связанные с характеристиками образовательного учреждения, учителей учащихся и их семей.

   Наше участие в международных исследованиях позволяет получить сравнительную оценку уровня подготовки наших учеников с уровнем подготовки обучающихся других стран. Вместе с тем мы получили доступ к методикам, соответствующих последним мировым достижениям в сфере оценки качества образования, которые разрабатываются ведущими специалистами мира по оценке учебных достижений и анализу результатов исследования.

   Результаты TIMSS были обсуждены в гимназии на педсовете «Мониторинг — показатель качества образовательного процесса гимназии» в январе 2016 г. 

   Гимназия дважды принимала участие в исследованиях качества граждановедческого образования:

2015 г. – национальное исследование (организаторами были Рособрнадзор и ЗАО «Учительская газета»);

2016 г. – международное исследование ICCS.

Целью этих исследований было:

  • Установить различие уровней граждановедческих знаний;
  • Выявить изменения в содержании граждановедческого образования с момента последних исследований;
  • Выявить интерес учащихся к участию в общественной и политической жизни и их понимание путей, как сделать это;
  • Оценить восприятие угроз для гражданского общества;
  • Определить особенности системы образования, школ и классов, связанные с гражданским образованием;
  • Выявить связи граждановедческих знаний, ценностей, установок учащихся с социально-экономическими индексами (социальным благополучием семьи, с профессиональным уровнем родителей).

   Граждановедческие исследования выявляли ожидания современных школьников и их активную гражданскую позицию сегодня.

   Результаты независимой оценки качества образования позволяют не только оценить образовательные достижения обучающихся, качество образовательных программ, но и проектировать варианты управленческих решений, которые могут изменить ситуацию в лучшую сторону.

   Как и для большинства школ страны, для нашей гимназии актуальной является проблема достижения современного качества образования. Гимназия ищет пути решения данной проблемы, оказывая влияние на достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов, реализацию их возможностей через олимпиады и конкурсы различных уровней. Совершенствуется и качество реализации образовательного процесса: все учащиеся гимназии обучаются по новым Федеральным стандартам, администрация гимназии вносит изменения в основную образовательную программу и учебные планы гимназии с целью повышения качества образования, учитывая результаты независимых экспертиз. В часть, формируемую участниками образовательного процесса, учебного плана вводятся внутрипредметные модули, дополняющие или расширяющие содержание предмета, а также формы и виды учебной деятельности для достижения планируемых результатов. Курсы по выбору носят практико-ориентированный характер («Математический практикум», «Физический практикум», «Историческое исследование», «Грамматика. Текст. Стили речи», «Грамматика иностранного языка», «Теория и практика анализа художественного текста» ). В гимназии постоянно совершенствуется материально- техническое обеспечение образовательного процесса, организовано повышение квалификации учителей, наставничество над молодыми педагогами.

   Оказывая влияние на внутреннюю систему оценки качества образования, гимназия обеспечивает качественное образование в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Комментарии (0)