Предупреждение детского травматизма во время учебно-воспитательного процесса

30 августа 2016 - Юлия К.

Проблема детского травматизма в гимназии является одной из приоритетных. При этом под травматизмом мы понимаем — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени.

 


Причины школьного травматизма 


 

Дети получают травмы, во-первых, в силу своих эмоционально-психологических особенностей. С одной стороны, ребенок обладает очень высокой активностью, импульсивностью,

 с другой — еще не может адекватно оценить последствия своих действий и степень опасности некоторых из них для себя и окружающих.

Во-вторых, современные дети 8 большинстве своем физически недостаточно развиты: страдаю! координация движений и владение своим телом. Сегодня дети предпочитают проводить время за компьютером либо перед телевизором. В распорядке их дня практически нет времени для прогулок и игр на свежем воздухе, которые так необходимы для нормального физического развития ребенка. Следующая причина детских травм — невнимательность взрослых. Коль скоро речь идет о травмах, получаемых ребенком во время пребывания в школе, то причиной становятся недочеты в организации проведения уроков, нарушение правил безопасности, в том числе из-за ослабления надзора за учащимися со стороны персонала школы.

 

Когда чаще всего случаются травмы у детей в школе


Большинство повреждений (до 80 процентов) школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают — травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном нарушением правил безопасности.

 

Какие бывают травмы у детей


Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.

 

Существует ли зависимость между возрастом детей и количеством травм, которые они получают?


Безусловно, определенная зависимость существует: чаще травмируются дети 8-10 и 14-15 лет. Дети первой возрастной группы — школьники младших классов — отличаются высокой активностью. Это непоседы, которым трудно усидеть на месте. Они любят подвижные игры, быстро входят в азарт, бегают, прыгают, катаются на перилах и т.д. Нередко травмы получают в результате столкновения друг с другом или когда запинаются и неудачно падают.
Подростки (дети второй возрастной категории) нередко травмируются во время драк, потасовок, или, к примеру, когда один ставит другому подножку, толкает, бьет твердым предметом и т.д.
Дети в этом возрасте уже осознают возможные последствия своих действий, но, тем не менее, пренебрегают опасностью, совершают бездумные поступки, становясь жертвами собственной бравады, желания отличиться перед сверстниками.

 

Профилактика школьного травматизма


Нелишним будет напомнить родителям: в профилактике детского школьного травматизма именно на них лежит основная ответственность. Безусловно, предсказать, предвидеть то, где ребенок может травмироваться, невозможно. Но научить ребенка правилам поведения в общественных местах под силу любому родителю. Важно объяснить, например, что драка — это неприемлемый способ выяснения отношений, ведь всегда можно договориться или постараться избежать конфликта. Родители должны сделать все от них зависящее, чтобы их ребенок ни по не знанию, ни, тем более, умышленно не наносил вред своими действиями другим детям. При необходимости родители могут поговорить на тему безопасности пребывания детей в школе с классным руководителем своего ребенка, поинтересоваться, какие меры профилактики школьного травматизма предусмотрены руководством, есть ли в школе медпункт. Как правило, поддерживание тесного контакта с учителями всегда дает хорошие результаты.
Важным элементом профилактики детского травматизма является повышение уровня их физического развития. Сегодня есть масса возможностей записать ребенка в спортивную секцию. Абсолютным приоритетом в работе любого тренера, особенно занимающегося с детьми, является обучение технике безопасности и спортивному поведению.
В жизни ребенка должна присутствовать адекватная его возрасту физическая нагрузка, возможность выплескивать постоянно накапливающуюся у него энергию. Направить ее в мирное русло могут и сами родители, привив своему ребенку любовь к спорту. Не обязательно заставлять ребенка — давлением можно только отпугнуть. Весьма эффективен личный пример. Это могут быть совместные походы в тренажерный зал, семейные прогулки на велосипеде, зимой — на лыжах, катание на коньках. Также несложно оборудовать дома детскую спортивную стенку с набором снарядов (кольца, брусья, канат, шведская стенка).
Основа отношений человека к физической активности, к спорту формируется в детстве — привычки и предпочтения, сложившиеся в семье, ребенок в дальнейшем в значительной степени переносит в свою взрослую жизнь.
Ребенок, занимающийся каким-либо видом спорта, не только физически крепче, но и, как правило, эмоционально более стабилен, обладает хорошей координацией, владеет способами подстраховки, умеет группироваться при падении, лучше осознает степень опасности некоторых действий.

 

Профилактика школьного травматизма в гимназии


 

Наиболее действенными мерами по предотвращению школьного травматизма являются:

  • Повышенное внимание всего педагогического коллектива, родительского комитета за поведением детей на переменах не только в помещении, но и во дворе школы.
  • Усиление ответственности учителя физкультуры за обеспечение безопасности детей на занятиях и недопущение травматизма.
  • Тщательная подготовка к занятиям залов, спортивных площадок, спортивные снарядов и матов, недопущение столкновений во время занятий во избежание травм.
  • Допускать детей к занятиям на спортивных снарядах и играх только после хорошей общефизической разминки.
  • Неуклонно выполнять правила страхования при упражнениях, связанных с риском падения.
  • Отменять занятия по физкультуре в случае отсутствия штатного учителя, не подменять его случайными людьми.
  • Учащимся строго соблюдать школьную дисциплину, избегать опасных шалостей, физических грубостей к своим сверстникам и необоснованного риска. Учиться прогнозировать и предвидеть возможные последствия в той или иной ситуации.

В гимназии с целью профилактики детского травматизма разработаны и утверждены следующие документы:

 

 План мероприятий по предупреждению детского травматизма на 2016-2017 учебный год

п/п

Наименование

мероприятий

Срок

Ответственный

1.

На общем собрании работников учреждения утвердить  комиссию по предупреждению травматизма.

август

Чесалова Г.А.

2.

Проведение вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте по охране труда, по профилактике детского и взрослого травматизма с персоналом

август

Чесалова Г.А.

Нечупий З.К.

3.

 Провести заседание комиссии, на которой рассмотреть мероприятия, предупреждающие детский травматизм на уроках и во внеурочное время и довести до сведения коллектива.

ноябрь

Крупнова О.И.

4.

Проверить наличие инструкций по охране труда в кабинетах № I, 8, 9, 23, 25, 30, 34, 49, учебных мастерских, спорт.зале.

сентябрь

Крупнова О.И.    

Чесалова Г.А.

Нечупий З.К.

5.

Провести производственное совещание «Детский травматизм - его причины и профилактика»

ноябрь

Крупнова О.И.   

Чесалова Г.А.

6.

Организовать рассмотрение и учет несчастных случаев с составлением актов по мере поступления, представить их на утверждение и проводить профилактическую работу по их предупреждению.

По мере необходимости

Крупнова О.И.

Чесалова Г.А.

Жимкова И.М.

Крупнова О.И.

7.

Организовать дежурства администрации, учителей и учащихся перед началом занятий и на переменах

сентябрь

Крупнова О.И.

8.

Включить в планы воспитательной работы беседы по ознакомлению учащихся с "Уставом школы", "Правилами для учащихся», Правилами поведения при ЧС.

Сентябрь-

октябрь

Лысенко Н.Л.

Кл.рук.  1-11 кл.

9.

Продолжить выпуск мед.бюллетеня

«Травматизм и его предупреждение»

 

октябрь

декабрь

 

Пуховская Н.И.

 

10.

Проводить с детьми беседы, инструктажи по правилам поведения во время проведения различных видов занятий и работ, а также при перевозке детей, проведении туристических и спортивных соревнований.

(С обязательной записью в журнале).

По мере проведения

Лысенко Н.Л.

Учителя-предметники, кл. руковод.1 -11 кл.

11.

Проводить  инструктаж по технике безопасности  с обязательным ведением журнала регистрации во время уроков физкультуры, трудового обучения, автодела, биологии, химии, физики, технологии, информационной технологии.

Сентябрь

октябрь

Учителя технологии,     автодела, биологии, химии, физики, физкультуры, информ. технологии

12.

Проведение повторного инструктажа на рабочем месте с персоналом

Февраль-март

Чесалова Г.А.

Нечупий З.К.

13.

Меры безопасности при обращении с оружием на внеклассных занятиях в 5 – 11 кл.

В течение уч.года

Жуков Н.В.

14.

На родительских собраниях периодически выносить вопрос о профилактике детского травматизма

В теч.

года

Кл.руковод. 1-11 кл.,

 

15.

Организация и проведение подвижных перемен для учащихся

1-4 классов.

В течение года

Трофимова С.В.

16.

Провести конкурс рисунков по

безопасности дорожного движения 1-4 классов

март

Кафедра воспит. работы

 

17.

Учебные эвакуации учащихся и сотрудников для отработки навыков поведения в случае возникновения ЧС и пожара

4 раза в течение учебного года

Жуков Н.В.

18.

Занятия по профилактике детского травматизма на уроках ОБЖ в 5 -11 кл.

В течение уч.года

Жуков Н.В.

19.

Проведение классных часов перед началом каникул по предупреждению травматизма

В течение уч.года

Кл.руководители 1 -11 кл.

20.

Итоговое производственное совещание о состоянии детского травматизма в гимназии

июнь

Крупнова О.И.

Чесалова Г.А.

 

Дежурство по гимназии  на 2016-2017 учебный год

I смена

День недели

Дежурный администратор

Дежурный учитель по столовой

Дежурный учитель

по I этажу (включая подсменку)

 

Дежурный учитель по II этажу

Дежурный учитель по III этажу

Понедельник

Жуков Н.В.

Бородулина М.А.

Михайлова М.В.

Мягкова М.С.

Клинковская М.В. 

Жуков Н.В.

Бородулина М.А. Графкина М.В.

Вторник

Тенишева М.А.

Которина Т.Ф.

Катулина Е.В.

Кучинская Е.Б.

Комарова А.А.

Лопушнян Г.А.

Цвых Н.Э.

 Ревина А.В.

Среда

Макарова Е.Н.

Крупнова О.И.

Трофимова С.В.

Губардина Н.Р.

Хлебникова Г.Б.

Тарабара О.Ю.

Шишкина Т.Н.  Тихомирова Н.Е.

Четверг

Лукина Е.В.

Ковальчук В.В

Борисова В.Н.

Хоменко И.Н.

Вербицкая Н.В.

Котлованова Л.В.

Архипова Е.Л.

/Ружьева С.А.

Пятница

Лысенко Н.Л.

Кириленко В.В.

Гартман А.А.

Ляшенко Е.В.

Пушкова В.В.

Иванченко Н.Н.

Суббота

По графику

Сахнова О.В.

Сыроед Г.Б. Дежурный класс

Жильцова Л.П.

Дежурный класс

-

 

Дежурство по гимназии  на 2016-2017 учебный год

II смена

Дни недели

Дежурный администратор

Дежурный учитель  по I этажу

Дежурный учитель по II этажу

Понедельник

Нечупий З.К.

Михайлова М.С.

Вольнова А.М.

Вторник

Чесалова Г.А.

Губардина Н.Р.

Жимкова И.М.

Среда

Кириленко Ю.В./ Ковальчук В.В.

Кучинская Е.Б.

Трофимова С.В.

Четверг

Тихомирова Н.Е.

Хоменко И.Н.

Шушкевич Е.И.

Пятница

Крупнова О.И.

Гартман А.А.

Богачева Т.Ю.

Суббота

По графику

Сыроед Г.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии (0)