Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий

6 октября 2015 - Юлия К.

 

Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. 

Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
в 1 классе (со второго полугодия)-1час;
во 2 классе  - до 1,5 часов;
в 3-4 классах  - до 2 часов;
в 5-6 классах  - до 2,5 часов;
в 7-8 классах – до 3 часов;
в 9-11 классах – до 4 часов.


1.    Выполнение распорядка дня

Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Если ребенок определил примерное время выполнения домашних заданий, то нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. И не надо будет их «вылавливать» и «усаживать» их за работу. Заметим, что время, отведенное на выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное может подождать, пока работа не будет завершена. 
Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу  выполненную с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение родителей является признаком доброжелательного внимания, у ребенка появляется ощущение завершенности работы, а также формируется  чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. 

2.    Распределение заданий по степени сложности. 

Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы.  Они могут долго мучиться над ее решением.  Предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. 

3.    Родителям не следует  сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки. 

Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители находятся постоянно с ними, некоторые сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто даже просто перестает работать, как только родитель отходит. Часто такие несамостоятельные дети не справляются с классной работой и приносят недоделанные задания домой. 

4.Сначала проверить то, что выполнено правильно.

Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на своих детей.
Взрослым нужно отметить, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А в которых допущена ошибка нужно сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ».  Ученик вернется к заданию без отвращения. Но если родитель начинает проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится или покричит, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.
Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того как школьник решил задачу или выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить ответ родителей, что сделано все без ошибок. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание.


5.    Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер на пролет.

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание данное требует столько времени на выполнение. Однако, если за это время ребенок не сделал задание, то надо прекратить это бесполезное занятие. В таком случае необходимо написать  учителю записку, объясняющую происшедшее или встретиться с педагогом. 
Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома:
- ученик  мог не понять новый материал и поэтому не в состоянии выполнить домашнее задание;
- у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом;
- ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания;
- возможно, у школьника уже сформировалось чувство беспомощности.

6.    Помощь при заучивании информации из учебника.

Часто школьники не знают,  на что обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить  его  с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя  такой метод (тактику), школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.
Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Целесообразно дать ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое является, по его мнению, ответом на один из вопросов. 


7.    Родителям стоит обращать внимание на невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания.

Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители об этом не подозревают.
Ваши гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными  ответами  на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работы. 


Что надо и ничего не надо делать в каникулы.

Все мы знаем, что учебный год в школе – это не только уроки, отметки, экзамены, но и каникулы Для первоклассников дополнительные каникулы организуются, как правило, в середине самой длинной- третьей учебной четверти, то есть в феврале. В любом случае среди других забот, связанных с учебой детей в школе, перед педагогами и родителями встанет и такой вопрос – как лучше организовать отдых детей в каникулы. От того , как ребенок отдохнет, во многом зависит его работоспособность и успешность в учебе. Несколько советов врача о том, что надо и не надо делать в каникулы. 

Первый совет: заранее подумайте, как будут организованы каникулы вашего ребенка, под чьим присмотром он будет находиться. Может быть у вас будет возможность определить вашего ребенка в какой-нибудь лагерь или съездить с ним куда-нибудь отдохнуть. Если ребенок будет оставаться дома без присмотра взрослых, обсудите с ним, чем он будет занят и как лучше распланировать время. Вряд ли вас обрадует многочасовое сидение сына или дочери перед экраном телевизоров или компьютера. Напоминаю, что специальными исследованиями  установлено, что продолжительность непрерывного занятия за компьютером для детей в возрасте 7-12 лет составляет 2о минут, а для ребят постарше- не более получаса. 

Второй совет: прогулки, игры и спортивные занятия на свежем воздухе -вот лучший отдых после школьных занятий, которого так не достает большинству детей в учебное время. Особенно мало они бывают осенью и зимой. Поэтому в каникулы у ребенка не должно быть «двигательного голодания». Напоминаю мудрое высказывание французского врача 18 века Тиссо: «Движение как таковое  может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движений». Если у вас не будет возможности съездить на отдых, то организуйте его отдых так, чтобы он побольше находился на свежем воздухе

Третий совет: в каникулы необходимо позаботиться и о безопасности ребенка, особенно, когда он остается без присмотра взрослых. В каникулах значительно увеличивается риск не только уличного, но и бытового травматизма. Если ребенок самостоятельно отправляется куда-то или к кому-то, непременно убедитесь, что он хорошо доехал. В зимнее время года немало тревог добавляют скользкие дороги, а также катания на лыжах, санках, коньках. Убедитесь, что все спортивное снаряжение исправно и в полном порядке. Постарайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы уберечь ребенка. 

Четвертый совет: в каникулы режим дня ученика должен оставаться таким же , как в обычные дни, то есть время, когда ребенок ложится спать, завтракает, обедает и ужинает. Допустимы некоторые отклонения от режима, но они должны быть разумными. Исследования убеждают нас о том, что большинство детей в период школьных занятий недосыпаются. Из-за учебных перегрузок, длительного просмотра телепередач многие из них сокращают продолжительность ночного сна на час-два, а иногда и более. Поэтому наиболее часто детские неврозы развиваются в результате недосыпания. Недаром древние мудрецы Востока на вопрос: «Что целебнее всего на свете?» отвечали: «Сон». Чем младше по возрасту ребенок, тем больше времени требуется его мозгу и всему организму для того, чтобы полностью восстановить работоспособность. Поэтому в каникулы эта важная для растущего организма биологическая потребность должна удовлетворяться полностью.

Пятый совет: каникулы –это время, когда родители стараются побаловать своих детей чем-то вкусным. Особенно на новогодние праздники дети ежедневно употребляют сладости: конфеты, шоколадки, печенья и пирожные, к этому перечню можно добавить закрученные телерекламой «сникерсы», «твиксы» и с разными надбавками. «Чистый, белый, но смертельный», -так говорят медики о сахаре. Однако «запретный плод» действительно сладок, но факт остается фактом: потребление сахара медленно, но верно ползет вверх. Употребление в большом количестве сладостей отражается не только на состоянии зубов, но и является фактором риска  в развитии диабета. Советуем уделить внимание питанию ребенка. Необходимо, чтобы в рационе у ребенка было достаточно молочных и мясных продуктов, овощей и фруктов. Еще 1000 лет назад известный врач древности Авиценна писал:
            Что может быть полезней, 
            Чем овощей бальзам и фруктов сок?
            Они  целебны ото всех болезней, 
            И жизни нашей удлиняют срок.

Шестой совет: каникулы- это еще и возможность повнимательней отнестись к здоровью вашего ребенка. Многие родители уверены, что их ребенок здоров, на самом деле это  далеко не так. Специальные исследования показали, что среди тех детей, которых родители считали здоровыми, по мнению врачей, таковыми были лишь 14%. Поэтому воспользуйтесь каникулами , чтобы проконсультироваться у педиатра, окулиста, стоматолога или другого необходимого врача-специалиста.

Седьмой совет: каникулы- это самое подходящее время для разных развлечений, поездок  друзьям, детских праздников, представлений… Однако во всем нужна мера. Если ребенок часто будет посещать такие мероприятия, вместо отдыха он еще больше устанет. Не забывайте, что такие праздник и зрелища  таят в себе и риск инфекционных заболеваний.