Психолого-педагогический статус пятиклассника
Психологические параметры школьного статуса ребенка |
Психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик |
1. Познавательная сфера |
Высокий уровень учебной активности, самостоятельности Принятие целей, заданных учителем Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамкахконкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче. |
1.1. Произвольность психическихпроцессов |
|
1.2. Уровень развития мышления |
Владение приемами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскимипонятиями. |
1.3. Сформированность важнейших учебных действии. |
Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций:выделение существенных признаков, обобщение,классификация и др. Систематизация знаний, переносучебных навыков. |
1.4. Уровень развития речи |
Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращенной кшкольнику. Использование речи как инструмента мышления(сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи,связное изложение своих идей, использование доказательств). Грамотность и богатый словарный запас устной речи. |
1.5.Уровень развития тонкой моторики
|
Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда. |
1.6. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности
|
Сохранение учебной активности и работоспособности втечение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом. |
2. Особенности общения и поведения: 2.1.Взаимодействие со сверстниками |
Владение приемами и навыками эффективного межличностногообщения со сверстниками: установление дружеских отношений,готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем. Способность к эмоциональным привязанностям (дружбе).
|
2.2. Взаимодействие с педагогами |
Установление адекватных ролевых отношений с педагогами науроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений спедагогом. |
2.3.Соблюдение социальных и этических норм |
Принятие и выполнение школьных и общепринятых нормповедения и общения. |
2.4. Поведенческая саморегуляция |
Произвольная регуляция поведения и естественнойдвигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному повелению (в рамкахвозрастных требований) . Моральная регуляция поведения. |
2.5.Активность и автономность поведения |
Активность и самостоятельность в познавательной исоциальной деятельности. |
3. Особенностимотивационно-личностной сферы: 3.1.Наличие и характер учебной мотивации |
Ориентация на освоение способов ;получения знания Проявление интереса к закономер- ностям, принципам Предпочтение трудных заданий Наличие мотивасамообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний
|