Рекомендации по работе с гиперактивным ребенком

1 ноября 2016 - Юлия К.

  Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

 

ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
В детском саду, в школе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Такому ребенку трудно (концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».
Основные   проявления    гиперактивности можно разделить на три блока:


Дефицит активного внимания
Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
Не слушает, когда к нему обращаются.
С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. 
Испытывает трудности в организации. 
Часто теряет вещи.
Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
 Часто бывает забывчив.


Двигательная расторможенность 
Постоянно ерзает.
 Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, бегает). 
Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве. 
Очень говорлив.


 Импульсивность
Начинает отвечать, недослушав вопроса.
Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
Плохо сосредоточивает внимание. 
Не может контролировать и регулировать свои
действия. 
Поведение слабоуправляемо правилами.


Если в возрасте до 7 лет проявляются, хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым Вы наблюдаете, гиперактивен
.


СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
•    Продумывайте все поручения, которые даете ребенку.
•    Помните: ребенок будет делать только то, что ему интересно и до тех пор, пока ему не надоест.
•    При малейшей усталости переключайте его на другой вид деятельности.
•    Рабочее месте ребенка должно быть тихим и спокойным, где ребенок мог бы заниматься без помех.
•    В ходе выполнения домашнего задания родители должны находиться рядом.
•    Если ребенок в чем-то не прав, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана.
•    Собираясь со своим ребенком в музей, театр или в гости, следует заранее объяснить ему правила поведения. Например: «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус...» и т.д.
•    Если ребенок сделает что-то не так, но при этом он старался, следует его простить. Пусть он чувствует себя успешным.
 
СОВЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
 Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
Делить работу на более короткие, но более частые периоды.
Использовать физкультминутки.
Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
Предоставлять ребенку возможность выбора.
Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!
ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ
Рекомендации по проведению игр с гиперактивным ребенком:
•    Включать в игру поэтапно, начиная с индивидуальной работы
•    Необходимо заинтересовать ребенка в игре Подбирать игры, которые способствуют развитию одной функции, постепенно усложняя игры (на развитие двух функций, трех функций)
•    Учитывать быструю утомляемость
•    Использовать игры с четкими правилами