Загадочный ребенок

1 ноября 2016 - Юлия К.

  Аутизм проявляется как нарушения возможности устанавливать адекватные эффективные связи даже с самыми близкими людьми. 
Не пропустите первые признаки
Первые признаки аутизма имеются уже в младенческом возрасте. В дальнейшем по мере возрастного увеличения психических функций они оказываются необычными, искаженными, придающими ребенку загадочность. Это важно знать родителям, воспитателям, педиатрам, а в дальнейшем и учителям школ, ранняя диагностика аутизма повышает эффективность помощи такому ребенку.


Уже в первые месяцы после рождения у ребенка часто имеется пониженный психический и мышечный тонус. Он необычайно спокойный, вялый и безучастный к окружающему, плохо отличает (или вовсе не отличает) мать от окружающих. Он не тянется на руки. Он не улыбается, а если иногда у него и появляется улыбка, то она без адреса, обращена в пространство. У него отсутствует или слабо выражена эмоциональная синтонность с матерью и окружающими, взгляд ребенка обращен в пространство, он не реагирует или недостаточно реагирует на звук человеческого голоса. У родителей поэтому часто возникают подозрения в нарушении слуха и зрения. Хотя нередко    такие дети прислушиваются к шуршанию бумаги, тиканию часов или присматриваются к солнечному зайчику, ползущему по стене. Некоторые из них притом испытывают страх.
Формирование речи у аутичных детей имеет ряд особенностей. Часто у них отсутствуют этапы «гуления» и лепета, а если и есть "гуление", то оно механическое, лишенное интонационного компонента. Нередко речь у ребенка появляется задолго до начала ходьбы или после появления первых слов у ре¬бенка развивается мутизм, сохраняющийся на месяцы и годы. Появившиеся первые слова не имеют адресного содержания и не служат средством общения, произносятся спонтанно, без учета ситуации и производят впечатление "игры словами". Иногда произношение  отдельных слов приобретает ритуальный характер, облегчающий выполнение того или иного действия. Часто в речи встречаются неологизмы, нарушена содержательная сторона слов. Почти у всех аутичных детей имеется неправильное использование местоимений особенно  «Я».  Речь часто толчкообразная скандированная, императивная, интонация речи не отражает эмоционального состояния ребенка и среды, в которой он находится.
Такие дети внешне как будто бы совершенно безразличны к речи взрослых, и речь взрослых далеко не всегда может регулировать их поведение. Но, наря¬ду с этим, они часто спонтанно, без учета ситуации, сразу или через какое-то время воспроизводят услы¬шанное, даже с сохранением интонации речи. В речи ребенка много стереотипов, словесных штампов, "взрослых" слов. Эти дети могут иметь большой активный словарь, они нередко произносят большие моно¬логи, но они испытывают громадные трудности при обычной беседе. Отдельные слова, которыми ребенок уже пользовался, могут исчезать из его словаря на длительное время и потом вновь появляться.
У этих детей страдает общая и тонкая моторика. У них часто имеется мышечная гипотония и поэтому неправильная осанка. Многие из них начинают ходить на цыпочках, такая походка сохраняется длительное вре¬мя, потом исчезает и возвращается вновь. Двигатель¬ные стереотипии, стереотипии в поведении и речи, в игровой деятельности, стремление к сохранению ста-бильности окружающей среды, приступы гнева, явле¬ния моторной гиперактивности свойственны всем де¬тям с аутизмом.
И если внимательные родители хотя бы в какой-то степени обнаружили один из перечисленных здесь признаков, значит нужно обязательно обратиться к специалисту. Не надо делать вид, будто ничего не про¬исходит: "страусиная" позиция никогда не доводила до добра. Ныне следует и драматизировать ситуацию. Это тот случай, когда надо, сохраняя тепло и любовь к ребенку, проявить максимум рассудочности и здравого смысла.
Особенности игры аутичного ребенка

Особенности игры заслуживают особого внима¬ния. Вряд ли можно представить ребенка вне игры. Играет и аутичный ребенок. Но его игра не соответст¬вует возрасту, она однообразна, имеет чаще всего манипулятивный характер, играет он неигровыми пред¬метами (гвоздиками, веревочками, пуговицами и др.), стереотипно повторяя одну и ту же манипуляцию. Если случайно в такой игре оказывается другой ребенок, то он тоже превращает его на какое-то время, в неоду-шевленный предмет манипулирования (например, ме¬ханически посыпает его голову песком) Игра не сопро¬вождается соответствующим пантомимическим акком¬панементом, лицо ребенка остается бесстрастным. В такой игре есть действия, но вряд ли ее можно назвать деятельностью.

Особый мир

Имеющие синдром аутизма — дети, подростки, взрослые — всегда испытывают трудности в межлич¬ностном общении и социальной адаптации. У них отсутствует или трудно формируется чувство эмпатии и синхронности в эмоциональных переживаниях с людьми (особенно со сверстниками). Они качествен¬но иначе воспринимают все окружающее, испыты¬вают невероятные трудности при необходимости взаимодействия с другими людьми. Они живут в осо-бом мире, в котором все неизменно и который закрыт от всех. Все, что за пределами этого мира, вызывает у них непреодолимый страх и отторжение. Всякая по¬пытка проникновения в этот мир вызывает сопротив¬ление и тяжкую декомпенсацию. У всех у них происходит грубое искажение в формировании вербальных и невербальных форм общения.
У некоторых, даже если аутизм сочетается с умственной отсталостью, может иметь место одно¬сторонняя одаренность: например, к музыке, тех¬нике, математике, рисованию. Часть из них самостоя¬тельно обучается чтению (не всегда понимая прочи¬танное). Их социальная дезадаптация качественнс иная, чем умственно отсталых. Такой ребенок, взрос¬лый может иногда решать на абстрактном уровне сложные задачи, но будет беспомощным в социаль¬ном отношении (социальные инвалиды).
Многие тяжело переживают свою непохожесть на других и по механизмам психологической защиты у них возникает ряд психопатологических феноменов (В частности — стереотипии, аутоагрессия, агрессия ритуальные действия). Это помогает преодолев барьер отгороженности от людей и вступить в какое то общение). Но появление новых психопатологических феноменов часто сопровождается утяжелением социальной дезадаптации (в особенности, если окружающие не понимают их происхождение) и создает дополнительные трудности в работе с детьми.