"Здоровье и вредные привычки" Лекторий для родителей

9 июля 2014 - Крупнова О.И.

 Тема: ЗДОРОВЬЕ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.

Цель: Пополнить знания родителей о причинах нарушения поведения и появления вредных привычек у подростков.

  Слово «ЗДОРОВЬЕ» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие.

Отчего же зависит «здоровье»?

От умения вести здоровый образ жизни, от отсутствия у детей вредных привычек.

  К вредным привычкам мы относим: курение, алкоголизм, употребление наркотиков.

   Наиболее волнующий вопрос родителей:

  • Почему подростки начинают выпивать и употреблять наркотики?

 Давайте разберемся в причинах этого.

  Причин, по которым подростки приобретают

 вредные привычки, множество. В целом их можно разделить на две большие группы.

  К первой группе относятся личностные отклонения и психические заболевания самого подростка, из-за которых он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных ощущений в приеме спиртного и наркотиков. В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них проявляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания могут обостриться.

  К личностным отклонениям относятся психопатии и акцентуации. Психопатии – аномалии характера, от которой страдает сам человек, и общество. Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте аномалии характера приводят к неправильному развитию личности и нарушают социальную адаптацию.

  Еще одна причина в этой группе – органические поражения головного мозга. К этим заболеваниям приводят факторы, отрицательно влияющие на плод в период внутриутробного развития, во время родов и в первые 4 года жизни ребенка.

  К факторам, отрицательно влияющим на плод в период внутриутробного развития, относятся: курение, алкоголизм матери, не контролируемый прием лекарств, психические травмы или инфекционные заболевания, недостаточное питание, тяжелые токсикозы, угроза прерывания беременности, отслойка плаценты.

   К отрицательным факторам во время родов  относят: родовые травмы, асфиксия, наложение акушерских щипцов, длительные роды и другие.

   В первые 4 года жизни ребенка опасны вредные воздействия на развивающийся мозг ребенка. Это: заболевания ЦНС, длительные истощающие заболевания, черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции, тяжелые отравления.

   По статистике от этих факторов здоровье зависит на 30 %.

    Ко второй группе причин относятся специфические особенности поведения, свойственные именно этому возрасту, из-за чего подростки часто не могут противостоять внешнему отрицательному влиянию (или мы можем сказать – нарушения поведения).

   Употреблению алкоголя и наркотиков, как правило, предшествуют нарушения поведения.

   Причинами нарушения поведения являются:

*Недостатки воспитания:

  • воспитание в семье, где пьют, курят родители или отец, а мать озабочена только пьянством мужа;
  • воспитание в атмосфере скандалов;
  • воспитание в неполной или деформированной семье (когда есть отчим или мачеха);
  • в семье, где родители отдают ребенка на воспитание бабушке и дедушке;

*Отставание социального созревания от биологического.

         Большинство подростков – акселераты. При внешней взрослости в поведении еще дети. У них детские интересы, неустойчивость в выражении эмоций, незрелость психики, беспечность, легкомыслие, неспособность оценить возможные последствия своих поступков, неразвитое чувство долга и ответственности. Они требуют от взрослых обращения на равных, как со взрослым. Им хочется быть самостоятельными.

*Диспропорция в физическом развитии между

подростками.

           У одних физическое развитие идет быстрее, у других медленнее, и они могут стать предметом насмешек более развитых сверстников. Чтобы не стать посмешищем, подросток  старается «переплюнуть» самых «крутых» и доказать, что он не хуже других.

 ИТАК, мы рассмотрели причины нарушения поведения, а теперь вернемся к специфическим особенностям поведения в подростковом возрасте. К ним относится:

    1. Группирование со сверстниками.

Нормальное свойство подросткового возраста. У психически здорового ученика средних классов общение не может ограничиться пределами семьи и дома. Ребенка дошкольного возраста можно за ручку отвести в детский сад, привести домой, позволяя гулять в сопровождении взрослых. А с подростком этого сделать уже нельзя. Он самостоятельно ходит в школу, может задержаться после занятий. Его свободное время совпадает со временем, когда родители заняты на работе. Бабушки и дедушки уже не могут контролировать подросшего внука. И если ребенок не занят в спортивных секциях, развивающих кружках, не увлекается чтением, не имеет хобби, отказывается от внеурочной работы в школе он сидит во дворе и болтается по улицам города. Там обычно по территориальному признаку собирают группы подростков и бренчат на гитаре, слушают музыку, катаются на мотоциклах, бродят по улицам города и ищут «приключения», которые разнообразят их жизнь. Такие приключения обязательно находятся и часто имеют асоциальную направленность.

   Рано или поздно подростковая группа, которой нечем себя занять, «для настроения» или для «смелости» начинает выпивать спиртное. Обычно инициатором является подросток, уже имеющий такой опыт. Он предлагает выпить другим, и те, как правило, не отказываются. Одни- из любопытства, другие – чтобы приобщиться к «взрослой жизни», третьи – чтобы не отставать от других членов группы. Наркотики сегодня также доступны для подростков.

    Если кто-либо из членов группы отказывается пить со всеми или принимать наркотические вещества, он становится предметом насмешек; его называют слабаком, трусом, придумывают обидные прозвища, что очень болезненно для столь уязвимого возраста.

   Ребята боятся больше всего не того, что их изобьют, а именно насмешек. В этом возрасте они еще не уверены в своих силах и в себе.

   Если лидер группы имеет асоциальные наклонности, тем более криминальный опыт, то такая группа может превратиться в банду, тщательно охраняющую свою территорию от таких же группировок, в  борьбе с которыми проходит их жизнь. Банда собирается во дворах, на чердаках, пустырях, заброшенных стройках…

   Лидер становится для членов группы непререкаемым авторитетом.

    Ребята начинают увлекаться силовыми видами спорта.

Такие группы сначала однополые, но потом в них вовлекаются и девочки. В группе пьют, играют в карты, устраивают сексуальные оргии, воруют, грабят, дерутся … 

   В такие группы попадают и подростки из благополучных семей, отличники. Они завидуют ребятам из группы. Хотят стать членами группировки. Для этого заискивают перед сильными, задабривают их деньгами, оказывают им услуги и их принимают в группу. Родители и педагоги недоумевают: что произошло с подростком. Еще недавно был послушным, примерным, а теперь ему не интересно дома и в школе, грубит, стал развязным, скрытым, прогуливает занятия, уносит деньги из дома…

   Девочки, попадающие в такие группы, имеют психические отклонения или являются дочерьми алкоголиков, для которых такая среда привычна и они без особых колебаний принимают правила группы.

Этому возрасту вообще свойственна подверженность чужому влиянию.

    Не все группы подростков асоциальные. Есть и группы объединенные интересом – спортом, хобби… Однако надо помнить, что в любой не контролируемой группе подростков рано или поздно может появиться новый участник, способный вовлечь других в пьянство или прием наркотиков. В том, что подросток попадает под влияние такой группы, большую роль играет безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как ребенок проводит время, конфликтная обстановке в семье.

    1. ИМИТАЦИЯ – это стремление подражать во всем

кому-либо, т.е. копируют манеру поведения своих сверстников или взрослых. Избирают себе кумира. Опасно если объектом подражания становится отрицательный герой. Со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать своего кумира, но и «переплюнуть». Самые большие неприятности ждут родителей, когда подросток избирает объектом подражания реального человека – взрослого или сверстника употребляющего алкоголь, наркотики и имеющего криминальное прошлое.

   Открыв рот, школьники с упоением слушают о «подвигах»  своего «героя», не имея возможности определить где правда, а где ложь. Уголовник, найдя в их лице благодарных слушателей, еще больше привирает и втягивает их в алкоголизм, наркоманию, в криминальные действия.

   Детям очень нравится когда с ними обращаются как со взрослыми, что и происходит в таком общении. Они расценивают своего кумира, как друга.

   Даже кратковременное прибывание в группе с асоциальным лидером заметно сказывается на поведении подростка. Они перестают подчиняться учителям и родителям, так как первая задача отрицательного лидера – дискредитировать других взрослых в глазах подростка, чтобы поднять свой престиж. Подростку становиться скучно в школе, не хочется быть дома, потому что в группе интереснее – там «настоящая, взрослая жизнь», свои тайны.

   Вторая задача такого лидера – добиться, чтобы дети не рассказывали ничего родителям, где и с кем бывают, чем занимаются. Под его влиянием подростки становятся скрытными, огрызаются на расспросы родителей, начинают обманывать и родители могут даже не подозревать, кто теперь руководит всей жизнью их ребенка.

   В результате, говоря научным языков формируется девиантное поведение – нарушение общественных норм поведения. Появляются прогулы, потом драки, вымогательства денег или вещей у младших или слабых, угоны автотранспорта, кражи…

   Если это происходит на фоне употребления алкоголя или наркотиков, то поведение становится криминальным.

 

 

    1. РЕАКЦИЯ   ПРОТЕСТА

  Наиболее часто встречающееся нарушение поведения у подростков.

   Протестные формы возникают в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких. Протестная реакция проявляется против лиц, которые явились источником переживаний – чаще всего это родители.

   Реакция протеста возникает чаще всего, когда в семье конфликтная обстановка. Родители ссорятся между собой, а реакция ребенка направлена против них, т.к. они, по его мнению, виноваты перед ним. Ребенок начинает делать все назло.

   Причиной реакции могут быть равнодушие родителей, несправедливое, болезненное наказание, запрещение чего-либо, что значимо для него (например запрет видеться с приятелями). Из-за предъявляемых чрезмерных требований (сделать из ребенка вундеркинда, требовать отличной успеваемости при низком интеллекте…). Подростку проще и легче проводить время на улице. Чем сидеть за уроками, упорно занимать музыкой или спортом.

  Другими причинами могут быть: второй брак родителей, второй ребенок в семье, жесткие методы воспитания, оскорбления, упреки.

   Реакция протеста может быть пассивной или активной.

   Пассивная – замаскированная обида, враждебность, недовольство, утрата эмоционального контакта, стремление избегать общения.

   Активная – непослушание, пререкания, грубость, агрессивное поведение, побеги из дома, делать назло, причинить вред, асоциальное поведение.

   Эта реакция может закрепиться и распространиться на взрослую жизнь. 

    1. РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ.

Реакция на «сверхопеку». Борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от опеки взрослых любыми способами. Наперекор им он начинает поступать по-своему, демонстрируя свою самостоятельность. Мы это называем – упрямством.

    Эта реакция закономерна для подросткового возраста и у здоровых психически детей она проходит. Крайние формы реакция эмансипации приобретает при неправильном поведении взрослых – если они проявляют деспотизм, требуют беспрекословного подчинения. При этом возможны побеги из дома, бродяжничество.

    1. ПОБЕГИ   ИЗ   ДОМА.

   Мы уже говорили о побегах из дома, причинах таких поступков. Но побеги могут быть и ради поиска развлечений и новых впечатлений, приключений и свободы.        Убегают из дома подростки склонные к фантазерству и мечтательности, начитавшись книг о знаменитых путешественниках и дальних странах.

   Побеги из дома бывают в результате страха за наказание. Особенно часто это совершают робкие, «забитые» дети, которых жестоко наказывают родители.

    Обычно первый побег происходит в результате реакции протеста, а затем эта форма реагирования закрепляется, и ребенок на любую неприятность отвечает побегом.

   Дети из благополучных семей с материальным достатком расценивают свою новую жизнь как свободу от семьи и школы, им нравится самому добывать средства к существованию, нравится легкая, веселая жизнь.

   Вне дома дети попадают в уличные компании о которых мы уже говорили.

    1. ДРОМОМАНИЯ

    Это склонность к бродяжничеству. Психиатры считают ее одним из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями – обычно это неудержимое влечение к дальним странам.

   Истинная дромомания встречается очень редко, в основном при психических заболеваниях – шизофрении, эпилепсии.

    1. РЕАКЦИЯ   КОМПЕНСАЦИИ.

   Это форма поведения, с помощью которой ребенок старается скрыть свои слабые стороны (физические или психические недостатки).

   Реакция выражается в браваде, нелепом изменении своей внешности, раннее начало курения, употребление спиртного или наркотиков.

   Эта реакции свойственна детям, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям из неполных и деформированных семей, детям, страдающим неврозами, комплексом неполноценности.

  

Таким образом, мы видим, что на 70% здоровье зависит от окружающей среды, в частности от  воспитания ребенка.

 

 Еще важно помнить, что причинами употребления спиртного и наркотиков, обычно является сочетание нескольких факторов, в числе которых:

  • Наследственная отягощенность (алкоголизм родителей или наличие психического заболевания
  • Влияние пьющих родителей
  • Психическое заболевание самого подростка
  • Недостатки внимания
  • Неправильным поведением родителей (они не только не критичны к своим методам воспитания, но винят своего ребенка или его сверстников, которые втянули его в плохую компанию. Виноваты все, кроме самих родителей: и школа «плохо воспитывает», и ребенок «трудный», и друзья «плохие».

 

   В завершении лекции хочу пожелать вам и вашим детям здоровья и благополучия.

 

Будьте здоровы!

 

 

 

 

Комментарии (0)