Основные причины и факторы психолого-педагогического насилия над подростком в общеобразовательной школе.

9 июля 2014 - Крупнова О.И.

   Насилие в школе – это проблема, о которой долгое время было не принято говорить. Ее как бы и не существовало вовсе. Но вот общество вроде бы очнулось. И вся психолого-педагогическая общественность заговорила о фактах жестокости и агрессии, которые, увы, имеют место и в наших учебных заведениях.
Школа неотделима от общества и несет в себе все те явления, включая негативные, которые происходят в стране. Более того, сама школьная система по своей природе носит явно выраженный насильственный характер. Школа - это учреждение с жесткими нормативными требованиями ко всем членам школьного сообщества и регламентированием жизнедеятельности. Неизбежно встает вопрос: где же та грань, за которой начинается насилие? Как отличить необходимое педагогическое воздействие от педагогического же насилия?


   Данное отличие лежит не столько в области форм и методов такого воздействия, сколько в сфере целей, преследуемых данным конкретным педагогом. Причем речь идет об истинных личностных целях, которые зачастую прикрываются стандартными и, вполне, гуманными воспитательными задачами. Так, педагог, который оскорбляет ученика, оправдывает это необходимостью пробудить в нем совесть. В действительности же он прибегает к такой форме воздействия для того, чтобы оправдать собственное бессилие, неумение сделать это другими способами и тем самым доказать собственную значимость.
    К причинам, по которым педагоги в образовательном процессе используют различные формы насилия, могут быть отнесены:
• особенности личности учителя: ригидность, тревожность, доминирование, низкий уровень эмпатии, агрессивность, раздражительность;
• нелюбовь (негативное отношение) к детям и своей работе;
• неудовлетворенность своим социальным положением;
• низкий уровень социальных навыков;
• проблемы со здоровьем;
• незнание других способов работы с непослушными детьми;
• решение трудных (конфликтных) ситуаций.
Очень часто насильственные действия со стороны педагога не выражены очевидно, чаще всего ученики даже не осознают, что подвергаются насилию и являются жертвами.
Можно выделить несколько факторов, провоцирующих школьное насилие. Многие исследователи считают, что традиции школьной среды провоцируют и стимулируют насилие. К таким традициям относятся:
• общий психоэмоциональный фон учреждения образования, характеризующийся высоким уровнем тревожности субъектов взаимодействия в совокупности с неумением контролировать собственные эмоции и регулировать состояния;
• «политическая» система учреждения образования, включающая агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессиональных требований;
• особенности отношения педагогов к школьникам, построенные на необоснованных требованиях со стороны взрослых и максимальном бесправии детей;
• система взаимоотношений внутри классного коллектива (как референтной группы);
• наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»;
• традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации.
  По мнению австрийского психоаналитика Гельмута Фигдора, одним из факторов, провоцирующих насилие в образовательных учреждениях, является редукция социальных отношений. Она проявляется в том, что школа ориентируется на формирование ригидного характера, требуя и закрепляя в обучающихся определенные черты или даже провоцируя множество конфликтов, выражающихся в школьных трудностях.
  Чтобы преодолеть этот патогенный фактор, педагогической общественности необходимо перейти к широкому взгляду на причины школьных трудностей, который предполагает понимание школой своего собственного участия в возникновении и решении этих проблем, а не переложение ответственности на «плохих» родителей или специалистов социально-педагогической службы школы. Адекватное понимание меры своей ответственности за провокацию насилия в образовательном учреждении, позволит школе реализовать идеи ненасильственного обучения и воспитания, к которым можно отнести следующие.
  Во-первых, помнить, что нарушения дисциплины, агрессивность, и т.д. – это важнейшие проявления, свидетельствующие о том, что ребенок не подчиняется (принудительной) системе школьных занятий.
  Во-вторых, необходимо постоянно заинтересовывать школьников учебным материалом, давать им возможность проявлять спонтанность и самостоятельность, а так же приобретать навыки эффективного общения и кооперирования.
  В-третьих, не требовать работы от учеников, а работать вместе с ними. Дать обучающимся возможность перенять рабочую позицию путем идентификации себя с учителем, а не путем исполнения абстрактных требований «сверх – Я», проявляющихся в процессе педагогического манипулирования.
Организацию ненасильственного учебно-воспитательного процесса необходимо начинать с учителя, расширяя его профессиональное самосознание, формируя способность смотреть на процесс со стороны и готовность к изменению и инновациям, направленным на преодоление проблем образовательного процесса. С этой целью полезными будут тренинги социальных умений и практикумы педагогических действий, направленные на профилактику насилия в школе.
Нельзя оставить без внимания и обучающихся. С целью профилактики насилия в подростковой среде так же эффективными окажутся тренинги социальных умений и реализация программ ненасильственного воспитания, спроектированных на основе технологии гуманистического воспитания.
  В качестве мер по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения выделяют так же: расширение свобод и возможностей выбора видов деятельности; введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»; расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования; создание психологического климата взаимного уважения и доверия.
  Следует помнить, что взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы — это всегда «улица со встречным движением». К сожалению, в последнее время педагоги все чаще и чаще «нарушают это встречное движение», проявляя психолого-педагогическое насилие над учениками, что приводит к неблагоприятным последствиям. Любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.
С. В. Кривцова приводит типичные способы реагирования педагогов на выходки учеников, которые можно отнести к насильственным:
• часто употребляет выражения типа — «Учитель здесь пока еще я»;
• оставляет последнее слово за собой;
• разговаривает с сарказмом;
• настаивает на своей правоте;
• ставит учеников в угол;
• формулирует обобщения типа: «Вы все одинаковы»;
• втягивает в конфликт других людей, непричастных к нему;
• использует такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки; говорит сквозь зубы;
• сравнивает одного ученика с другим и т. д.
Среди насильственных форм организации образовательной ситуации выделяют также:
• подавление педагогом инициативы учеников;
• наказание за неправильный ответ;
• некорректные замечания педагога по поводу внешнего вида детей, их манеры разговаривать и т. д.;
• прерывание речи обучающихся;
• насильственное требование к обучающимся давать ответы на поставленные педагогом вопросы;
• привилегированное отношение к заискивающим обучающимся;
• оскорбление унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
   К вышеперечисленным формам психологического насилия со стороны педагога следует также отнести и интонацию, тон, которым говорит педагог. Иногда можно и самые безобидные, нейтральные слова произнести таким тоном, что они заставят содрогнуться и будут звучать жестче и пугающее, чем «обычные» оскорбительные слова и крик.
  Таким образом, жесткая педагогическая система, где взрослый - субъект деятельности, обладающий свободой воли и властью над объектом - бесправным воспитанником, лишенным даже возможности высказать свое мнение, и личностные качества учителя, который прибегает к психолого-педагогическому насилию над подростками, позволяют обеспечить внешнюю дисциплину и порядок и держать под контролем ситуацию в образовательном учреждении, но одновременно провоцирует конфликты, жестокость и агрессивность детей (естественная реакция на внешнее давление), снижает авторитет педагогов и уровень доверия к ним.
 

Комментарии (0)