Трудный ребенок

20 мая 2014 - Крупнова О.И.

  Трудный ребенок – кто он?
По отношению к подростку термин «трудновоспитуемость» означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала «трудные» дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.


В чем же причины такого отставания?
Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой.
Во-вторых, «трудный» подросток и «трудные» семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих «трудных» подростков, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
усиление влияния псевдокультуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
"эпидемия" разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей, это позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать «изъяны» семейного воспитания.

 

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

Типы проблемных семей Задачи классного руководителя
Семьи, в которых «трудные» родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться;
Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней;
Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее;
Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем
Семьи, в которых господствует безнадзорность.
В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут;
Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать;
Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни;
Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.
Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями;
Пробудить интерес к самообразованию;
Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.
Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют Изменить жизненную ориентацию родителей;
Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира;
При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.
Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы;
Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение;
Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

Кроме описанных типов семей выделяют также:
дисфункциональные семьи (многодетные; где воспитанием занимается мать-одиночка или один из родителей умер; неполные семьи; родители безработные или беженцы; мать – несовершеннолетняя);
семьи социального риска (где родители, например, вернулись из мест лишения свободы и т. п.).

Педагогически запущенных детей можно классифицировать по разным признакам.
По типу запущенности:
педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные):
– 46 % – с пассивной жизненной позицией («Я – безволие, равнодушие, недоверие»);
– 31 % – с неадекватной реакцией («Я – эго» – эгоисты, упрямцы);
– 23 % – с антиобщественным поведением («Я – агрессия» – жестокие, антагонистические, аморальные);
социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);
правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).
По области психических нарушений:
с нарушениями в сфере общения;
с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
с односторонним умственным развитием;
с неправильным развитием волевой сферы.
По позиции:
неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;
неудовлетворенные своим положением в семье;
с преобладанием связей с дезорганизаторами;
с надломленной психикой;
с избыточной энергией, не нашедшей применения.

В школе остаются нерешенными внутренние проблемы воспитания педагогически запущенных детей. Они обусловлены:
недостаточным уровнем владения педагогами новыми воспитательными технологиями;
недостаточной индивидуальной работой классных руководителей с воспитанниками данной категории и их родителями;
недостаточной работой школьного психолога по профилактике правонарушений среди подростков и их родителей;
низкой эффективностью воспитывающего потенциала детских общественных организаций;
недоработками классных руководителей и педагога-организатора по вовлечению педагогически запущенных детей в кружки, секции школы и микрорайона, в подготовку и участие во внеклассных мероприятиях.
Чтобы вывести систему воспитания педагогически запущенных детей на качественно новый уровень, необходимо:
повышение профессиональной компетенции классных руководителей, старших вожатых, психолога, социального педагога;
освоение новых технологий, как в воспитательном пространстве, так и в управлении им;
объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы (медицина, культура, УВД, соцзащита), формирующих культурное пространство города;
привлечение к решению проблем воспитания родительской общественности, отдела по делам несовершеннолетних (далее – ОДН).
Основная концептуальная идея воспитательной работы заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.
Цели работы:
включение «трудного» воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к «трудным» детям, формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного контроля и учета в ОПДН ОВД.
Основными направлениями работы с «трудными» учащимися являются:
1. «Изучение» проблемных детей;
2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми;
3. Организация помощи педагогически запущенным детям.
Прежде всего, классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и создать карту семьи несовершеннолетнего, относящегося к данной категории. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
познакомиться с положением ребенка в семье;
изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту «трудного» ребенка.
Для этого понадобится:
составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;
изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.
В работе с «трудными» детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Классный руководитель должен:
научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
учить уважать товарищей и взрослых;
развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Классный руководитель должен:
подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
учить различать истинную и ложную красоту человека;
воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку;
правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников;
создавать «ситуации успеха» в учебном процессе;
организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.
Классный руководитель должен организовать:
общение в микрогруппах ближайшего окружения;
деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.
Принципом работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку. Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.
Для развития большого диапазона личностных качеств методом «Я - положительное и Я – отрицательное» эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех. При наличии у ребенка отрицательной «Я - концепции» абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка. При отягощении трудности состояниями ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.
В случае перехода к еще более низкому уровню «Я - концепции (Я - агрессия и Я - эго)», личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами; правомерно принуждение и наказание, поскольку в таких случаях учащийся становится опасен для окружающих.
Из положительной «Я – концепции» может развиваться и эгоистический комплекс; в этом случае также приемлемы тормозящие приемы.
При планировании воспитательной работы классного руководителя рекомендуется:
провести анализ результатов воспитательной работы за прошедший учебный год;
поставить задачи воспитательной работы;
выделить основные разделы плана.
99 ВОЗМОЖНОСТЕЙ СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ: « Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ»
Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для его полного самораскрытия, реализации. Сказать: «я тебя люблю» это только одна из возможностей. Есть много других слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятии мира и любви. Мы предлагаем только некоторые из возможных фраз как идеи. Самое главное руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова и не произносить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу своей любви.
1. Молодец
2. Хорошо
3. Не скромничай
4. Удивительно
5. Уже лучше
6. Очень мило
7. Отлично
8. Еще лучше, чем прежде
9. Гораздо лучше, чем я ожидал
10. Значительно лучше меня
11. Лучше, чем все, кого я знаю
12. Великолепно
13. Потрясающе
14. Прекрасно
15. Очаровательно
16. Дивно
17. Классно
18. Высший класс
19. Поразительно
20. Очень продуманно
21. Одухотворенно
22. Незабываемо
23. Неподражаемо
24. Именно этого давно ждали
25. Поэтично
26. Несравненно
27. Головокружительно
28. Красота
29. Ты бьешь без промаха
30. Как в сказке
31. Это трогает меня до глубины души
32. Это подобно прорыву в новое и прекрасное
33. Восхитительно
34. Очень ясно
35. Ювелирно точно
36. Ярко, образно
37. Ну, ты прямо профессор
38. Проникнутый любовью
39. Сказано здорово - просто и ясно
40. Остроумно, очень забавно
41. Прямо энциклопедические знания
42. Эффективно работаешь
43. Очень эффектно
44. Экстра класс
45. Прекрасное начало
46. Талантливо
47. Ты просто чудо
48. Ты на верном пути
49. Ты сегодня много сделал
50. Здорово
51. Ты в этом разобрался
52. Ты ловко это делаешь
53. Это как раз то, что нужно
54. Не отступай
55. Ух!
56. Мне очень важна твоя помощь
57. Продолжай работать, у тебя получается все лучше
58. Ты одаренная
59. Поздравляю
60. Продолжай в том же духе
61. Я тобой горжусь
62. Ты делаешь все хорошо
63. Я просто счастлив, когда вижу, что ты так работаешь
64. По-моему, ты это ухватил сейчас
65. Мне очень важна твоя помощь
66. Работать с тобой просто радость
67. Одно удовольствие учить тебя
68. Ты мне просто необходим
69. Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит, радует
70. Поздравляю, здорово ты это (написал, нарисовал и т.д.)
71. Еще разок и все получиться
72. Я сойду с ума, если с тобой что-то случиться
73. (молча погладить по голове)
74. (молча подержать за руку)
75. (молча обнять)
76. (открыто смотреть в глаза)
77. С каждым днем у тебя получается все лучше
78. Это просто сенсация
79. Ты все замечаешь
80. Как тебе это удалось?
81. Ты сделал это с легкостью
82. (выбрать время вместе почитать, обсудить прочитанное)
83. Хорошо сделано
84. Научи меня делать также
85. Прекрасная мысль
86. Это действительно получилось
87. Тут мне без тебя не обойтись
88. Я знал, что тебе это по силам
89. Ты меня всегда радуешь
90. Ты мне нужен именно такой, какой ты
есть
91. Вот это я и называю хорошей работой
92. Ты смотришь в корень
93. Грандиозно
94. Никто мне не может заменить тебя
95. Я горжусь тем, что тебе это удалось
96. Сегодня ты превзошел (шла) сам (а) себя
97. Фантастика
98. Для меня нет никого красивее тебя
99. Я сам не смог бы сделать лучше
Ну что к этому еще осталось добавить « я люблю тебя». Именно это стоит за всеми словами, фразами, и молчаливыми жестами. Каждому из нас так важно услышать это от тех, кто нам дорог.

Наверное, если Вас спросят, какими Вы хотели бы видеть своих учеников, Вы назовете такие качества как образованность, честность, принципиальность, самостоятельность, порядочность, скажете, что хотите гордиться ими.
Но, вместе с тем, если попросить любого опытного учителя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он как правило, вспомнит не процент отличников и поступивших в ВУЗы, а совсем другое. Например, сложные отношения с «трудным» учеником; непростой процесс завоевания доверия у «трудного» класса; рассказы ребят о своих бедах; реальную помощь кому-то из родителей в поисках путей к сердцу своего ребенка и т.д.
Одним из важных условий переосмысления содержания образования является профессиональная компетентность современного педагога. Поэтому наиболее оптимальный вариант в развитии компетентности современного классного руководителя - это включение его в разработку комплекса разномасштабных образовательных программ, моделей, реализующих базовые цели и ценности образования в образовательном учреждении. Чтобы эффективно работать с детьми «группы риска», а также успешно взаимодействовать между собой, классному руководителю необходимо чётко понимать, что означает эта категория детей.
Каких же детей можно отнести к категории «трудные»?
Большинство исследователей называют «трудными» таких детей, поведение которых отклоняются от принятых в обществе стандартов и норм и которые являются трудновоспитуемыми.
Помимо отклонений в поведении выделяют еще основные признаки трудных детей.
1. Сложность коррекции имеющихся отклонений в поведении ребенка, т.е. трудновоспитуемость как невосприимчивость ребенка педагогическому воздействию.
2. Признаком вступает их особая потребность в индивидуальном подходе со стороны учителей и внимании сверстников.
Трудный ребенок не является безнадежно испорченным человеком, он просто требует участия и терпения окружающих.
Таким образом, «трудные» дети в школе представляют неоднородную группу учащихся, в которую можно включить все категории школьников с отклоняющимся от нормы поведением (педагогически запущенные дети, социально-запущенные, с девиантным и делинквентным поведением, с суицидальными и различными формами аддитивного поведения и др.); они сопротивляются педагогическому воздействию и доставляют массу трудностей педагогам, родителям и одноклассникам, при этом их не следует считать потерянными людьми. Они оказались такими в силу сложившихся обстоятельств, условий жизни, из-за отсутствия должного внимания и заботы со стороны родителей, учителей, всего окружения.
Основные причины трудностей:
биологические - дети с высокой наследственной отягощенностью психическими заболеваниями; дети с гипердинамическим синдромом, ММД, родовые травмы:
социальные - воспитание в семьях с различным уровнем социальной дезадаптации;
психологические - интеллектуальная, личностная незрелость, неспособность качественно усваивать учебные предметы, отрицательное отношение к учению, неумение выполнять на уроке учебные действия
педагогические - степень интеллектуального развития, неполное усвоение программы обучения, узкий кругозор, бедность активного словаря.

Организация работы с «трудными» детьми.

Первым этапом в работе является педагогическая диагностика.
Диагностирование особенностей развития трудного ребенка и причин отклоняющегося поведения предполагает многоуровневое изучение его личности. Опираясь на педагогические критерии развития личности, педагогическая диагностика позволяет сравнить уровень развития ребенка с другими школьниками данной возрастной группы, определить зону ближайшего развития, своевременно обнаружить предпосылки возможных адаптивных нарушений или их начальные проявления, обосновать требуемые условия обучения или необходимость изменения существующих, установить вид и объем педагогической помощи.
Диагностика состоит в сборе информации из бесед с учащимся, родителями, изучении продуктов деятельности (рисунков, письменных работ), повседневных наблюдений за учащимися в ходе работы на уроке, в процессе опроса, на перемене и внеурочной деятельности.
К методам относят: беседа , наблюдение, тестирование, обучающий эксперимент, анализ продуктов деятельности и т.д.(заполнение таблицы педагогами).
Описание проблем и трудностей, выявленных на этапе педагогической диагностики учащихся, завершается выдвижением гипотезы о причинах школьных трудностей. С целью более глубокого и точного определения этих причин проводится психологическая диагностика, позволяющая сочетать впечатления и мнения педагогов с заключениями, полученными школьным психологом в результате применения объективных психодиагностических методик.
Причины нарушений поведения и адаптации определяется на основе данных педагогической и психологической диагностики, итоговым документом становится индивидуальная психолого-педагогическая карта учащегося. Это отправная точка коррекционно-развивающей работы.
Изучение зоны ближайшего окружения:
- семья;
- общение в школе и вне школы;
- на основе диагностических данных необходимо проводить работу с его семьей с целью оптимизации семейного воспитания, а также корректировать межличностные отношения в группе сверстников.
Система коррекционно-развивающей работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника с отклонениями в развитии и поведении к реальностям окружающего мира.
В коррекционно-педагогической работе выделяются следующие компоненты:
Нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающими, прежде всего с учителями и сверстниками;
Компенсации пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших успехов;
Восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию;
Постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;
Формирование ведущих положительных качеств;
Усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
Накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей;
Исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.
Существует ряд методов, приемов, определенный инструментарий.
Просмотр слайдов:
1. “трудные» дети младшего школьного возраста: гиперактивные, эмоциональные нарушения у детей (тревожные, агрессивные, эмоционально-расторможенные дети);
2. “трудные» среди подростков: с явлениями психической неустойчивостью, с явлениями аффективной возбудимости (агрессия), с аддитивным поведением, с девиантным поведением.
3. Взаимодействие между специалистами школы: школьными психологами, социальными педагогами, классными руководителями, педагогами.

Работа с трудными подростками.
Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка.
Положение взрослых более выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет. Непослушание у подростка принимает форму протеста, а сама ситуация - характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение : «Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования» Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту.
Причины возникновения «трудных» подростков
1. биологические причины:
нарушения центральной нервной системы;
несвоевременная диагностика умственной отсталости;
неравномерность полового созревания;
аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;
наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)
2. социальные причины:
социальный статус района;
пассивность общественности;
педагогические ошибки воспитателей;
неблагополучный социально – психологический климат в школе;
стиль преподавания в школе;
трудность школьных программ;
неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
воспитание детей в жестокой семье;
многодетные семьи;
3. психологические:
конфликт ролей у подростка;
конфликт уровня притязаний и самооценки;
конфликт со взрослыми;
конфликт со сверстниками;
сексуальный конфликт;
неуспех ребенка в ведущей деятельности;
неразвитость самосознания;
неадекватная самооценка;
личностный кризис;
4. комплексные причины:
общесоциальные причины;
социально-демографические причины;
социально-правовые причины;
социально-медицинские причины;
организационно-управленческие причины;

Поведенческие реакции подростков.
1. Реакция эмансипации – особый тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, прежде всего родителей и учителей. Мелочная опека, наказания путем дополнительного контроля и лишение минимальной свободы лишь обостряет конфликт и провоцирует подростков на крайние меры: уход из дома, бродяжничество, прогулы, уходы с занятий.
2. Реакция увлечения (хобби-реакция). Подростковые увлечения принимают иногда вид своеобразного «запоя», в них находят отражение как преходящие влияния моды так и формирующиеся склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
3. Пассивно – оборонительная реакция или реакция отказа, которая проявляется в отказе от деятельности.
4. Реакция «оппозиции» - активное непослушание, дерзость, возникает как протест против непосильных требований
5. Реакция компенсации – развивается при слабости той или иной физической или психической функции, которую компенсируют более развитой функцией. Реакция гиперкомпенсации – развитие слабой функции до степени совершенства.
6. Реакция имитации – подражание определенному образу (например, подражание не всегда положительным телевизионным или компьютерным героям)
7. Реакция группирования – стремление подростка в группу сверстников.
Типичные ошибки педагогов и родителей
1. «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.
2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.
3. Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.
4. Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот.
5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.
6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.
7. Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.
8. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем.
Рекомендуемая литература:
Волгоград: Учитель,2007. - 112С. Б.З.Вульфов, Н.Ю.Синягина, В.А.Березина.
Острые проблемы воспитания:поиски решения. Серия» Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.:Изд. дом «Новый учебник»,2003. - 108С. Дереклеева Н.И.,Савченко М.Ю., Артюхова И.С.
Справочник классного руководителя(10-11) / Под ред. ИСАртюховой. - М.: ВАКО, 2005. 123С. - (Педагогика. Психология. Управление)
У многих учителей нет достаточно чётких представлений о том, кого из подростков следует считать трудным, педагогически запущенным. Они относят к ним детей, имеющих аномалии и отклонения в развитии, в основе которых лежат этиологические факторы; всех подвижных, недостаточно организованных учеников, допускающих частичные нарушения дисциплины вследствие особенностей своего темперамента: всех подростков, у которых ярко проявляются такие качества, как стремление к самостоятельности, крепнущее чувство собственного достоинства, нетерпимость к нарушениям педагогического такта. Всё это мешает чёткому пониманию сущности вопроса.
Рекомендуется при определении трудновоспитуемости учитывать следующие признаки:
1. Наличие исходной физической и психической полноценности ребёнка (в отличие от детей с аномалиями и подлежащих обучению в специальных школах).
2. Наличие отрицательных проявлений и отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и учебной деятельности со значительной степенью устойчивости( в отличие от детей, эпизодически проявляющих отклонения такого порядка)
3. Обусловленность этих отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием неуправляемых факторов (улица, среда).
4. Постоянное устойчивое сопротивление воспитанию.
Таким образом, трудные - это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания. Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учёбе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях. Быть объективным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чём его вина не доказана. Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершённый поступок, ничего к нему не прибавляя. Осуждая подростка за проступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить:«Ты плохой мальчик, ты хулиган». Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа «бездельник», «лодырь», «хам», «негодяй». Это отталкивает подростка, озлобляет его и ещё более затрудняет процесс общения с ним. Классный руководитель должен быть всегда оптимистом и открыто выражать надежду на исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений. Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в поведении подростка даже незначительные попытки сделать что- то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону. Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в тоже время уметь кое-что прощать, «не заметить». В педагогической практике самое трудное - установление положительного контакта с подростками, проявляющими жестокость, изучение мотивов их поведения.
Опыт показывает, что к трудным, как правило, относят подростков, которые:
- часто бывают невыдержанными;
- спорят со взрослыми;
- отказываются выполнять необходимую общественную работу;
- делают то, что раздражает других
- часто обвиняют других в своих ошибках;
- часто сердятся и возмущаются;
- недоброжелательны и мстительны;
- сквернословят и говорят непристойности;
- жестоки к младшим и животным и др.
Устойчивое негативное поведение, в отличие от временных вспышек негативизма, создает трудности, как для окружающих, так и для собственного развития подростка.
Педагогу очень важно понять, что стоит за негативистским поведением. Это может быть:
- способ самоутверждения, защита от беспомощности, тревоги, потеря самоуважения;
- стереотипы поведения, ориентация на «лидеров»;
- устойчивый комплекс ценностных норм.
Наиболее сложно складываются общение с подростками, чьи установки уже имеют устойчивый характер. Сформированный образ действительности, нежелание идти на контакт, поддержка со стороны подростковой группы, основанной на асоциальных нормах, чаще всего сводят воспитательные усилия на «нет». Обычно общение педагога и подростка состоит из нотаций, длительных бесед и поучений. При этом педагоги не отличаются знанием о современных молодёжных субкультурах, сленге, музыкальных группах и др. Наибольшее влияние на проявления агрессии и жестокости в поведении подростка могут оказать: дезаптация в учёбе и труде; отношения со сверстниками и учителями. Наибольшее количество детей со школьной дезаптацией приходится на средние классы, то есть на подростковый возраст. Школьная дезаптация в младших классах встречается в 5-8% случаяв, а у подростков - в 18-20%. Чаще всего школьные проблемы возникают у подростков с низким интеллектом и выраженной сенситивностью. Пристальному вниманию подлежит правильная трактовка агрессивного поведения детей и подростков в школьном коллективе и за его пределами, выявление девиантных форм поведения и соответственно применение дифференцированных профилактики и социальной реабилитации. Этиология аффективных переживаний может быть понята в свете описанного в психологической литературе конфликта между уровнем притязаний и неуверенностью в себе. Такой конфликт, вовремя не снятый ни педагогами, ни родителями, углубляясь, может стать причиной антиобщественных поступков. В этом случае для подростка вызывающее поведение является выражением протеста против не удовлетворяющей его оценки со стороны окружающих, недовольства своим положением среди сверстников, уродливой формой самоутверждения, поисками общественной позиции (хотя бы и отрицательной), способной удовлетворить его притязания. Как показывают наблюдения и данные психологических исследований, этот внутренний источник отрицательного поведения подростка (неудовлетворённые социальные потребности и своеобразный способ их удовлетворения) часто не распознаётся педагогами, а потому и не всегда учитывается ими при организации воспитательного воздействия на этих подростков. Подлинная причина антиобщественного поведения часто бывает не осознана и самим подростком. Вначале у него возникает недисциплинированное поведение, а затем, если вовремя не устранить вызывающую его причину, оно может стать и девиантным. И то и другое возникает в результате сложного внутреннего конфликта, сущность которого заключается в столкновении двух противоположных тенденций: стремления утвердить себя в своём собственном мнении и мнении товарищей, с одной, и (часто неосознанного переживания своей несостоятельности) - с другой. Обычно это переживание является результатом постоянного неуспеха (как правило, будущие правонарушители плохо учатся), который порождает неверие в себя, потерю перспективы, нарушение нормальных взаимоотношений с окружающими. Не до конца осознанная неудовлетворённость своим положением в семье и в учебном заведении вызывает устойчивые отрицательные эмоциональные переживания, от которых подросток стремится избавиться, добиваясь хотя бы кратковременного признания со стороны коллектива сверстников. Это приводит к желанию «показать себя», пусть даже с отрицательной стороны. В дальнейшем это перерастает в позицию противопоставления себя коллективу, а затем обществу с его общественной моралью.
Классный руководитель должен уделять большое внимание в работе с классом по формированию у учащихся умения противостоять и бороться с вредными привычками. Но для того чтобы бороться с вредными привычками учащихся, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. С этой целью необходимо организовать в классе серьёзную профилактику. Просветительскую работу через систему внеклассных мероприятий. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредных привычек.
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
- просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
- встречи со специалистами;
- изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;
- чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;
- тематические викторины, устные журналы;
- создание антирекламных роликов по проблеме;
- конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека, демонстрирующее силу человеческого духа;
- конкурсы рекламных щитов по данной проблеме;
- выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;
- нравственные классные часы;
- интерактивные игры;
- пресс
- конференции, брифинги по данной теме;
необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятия по профилактике вредных привычек:
- Мероприятия должны быть актуальны. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.
- Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.
- мероприятия такого рода должны быть искренними и максимально откровенными со стороны взрослого.
- Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
- Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.
- такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий.
Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) в определяется как притеснение, дискриминация, травля. Д. Лейн и Э. Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Однако, говоря о школе, следует сказать, что буллинг проявляется не только в детских взаимоотношениях, но также и в системе отношений «учитель/взрослый-ребенок».
В этих условиях жизненно необходимой становится деятельность по профилактике школьного буллинга. За то незначительное время, когда буллинг стал предметом серьёзных научных исследований, появилось немало социально-педагогических технологий, которые могут быть использованы для решения этой непростой проблемы. Однако, отметим, что универсальных среди них нет. По мнению Дэвиса (1990), целесообразно в каждом конкретном случае (т.е. для каждой школы в отдельности) конструировать специфическую модель вмешательства в этот процесс.
По мнению Е.В. Гребенкина, на агрессивное (буллинговое) поведение детей влияет комплекс факторов:
1.персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);
2.поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость);
3.социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.
Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, второго ребёнка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка). Дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в хороших, благополучных семьях. Гиперопека или равнодушие со стороны родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у ребёнка.
Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера). Недовольство собственной внешностью, неадекватное восприятие со стороны взрослых: Я взрослый, а Они обращаются со мной как с ребёнком. Развитие критического мышления позволяет подростку ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение и усталость от школы).
Подростковый период, период созревания, пубертат, всегда вызывал и вызывает интерес у исследователей. Бурное биологическое развитие и стремлением к самостоятельности у подростков вызывают трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Еще вчера послушный и спокойный ребёнок, усердно занимающийся в школе и с удовольствием посещающий различные кружки-секции, сегодня — раздражительный и агрессивный бунтарь, практически потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия.

Немецкий исследователь В.Хайтмайер разделяет методы профилактики на три основные группы:

1. методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;

2. методы, ориентированные на семейные отношения;

3. методы, ориентированные на ближайшее окружение ребёнка (микросоциум).

Евгений Гребёнкин, кандидат психологических наук, в своей работе «Профилактика агрессии и насилия в школе» составил памятки для родителей и учителей.

Памятка для родителей

Аутсайдер (жертва буллинга):

*не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;

*не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

*одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придёт;

*по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

*задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

*у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

*выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

*выпрашивает или тайно крадёт деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;

*приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;

*выбирает нестандартную дорогу в школу.

Агрессор (булли):

*вспыльчив, неуравновешен (дерётся, обзывается, ябедничает, кусается);

*типичным агрессором, как правило, является ребёнок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;

*ребёнок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;

*в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);

*приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;

*группируется со старшими подростками;

*имеет садистские наклонности;

*в мгновение ока переходит от довольства к злобе;

*в игре навязывает друзьям свои правила;

*злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;

*игнорирует указания и легко раздражается;

*введет себя так, будто ищет повод к ссоре;

*не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Памятка для учителей и администрации школ

Аутсайдер (жертва буллинга):

*его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;

*на уроках ведёт себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;

*во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

*его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны

других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;
*хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;

*опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;

*во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

Агрессор (булли):

*на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;

*манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;

*может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;

*на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;

*не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;

*прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;

*входит в состав небольшой группы, терроризирующей класс или школу;

*спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.

Программа действий:
Аутсайдер (жертва буллинга): приносит себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает, испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает своих целей.

Агрессор (булли): добивается своих целей за счет других детей; предпочитает демонстративно выражать свои эмоции и причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет, если его мнение игнорируют.

Уверенный в себе ребенок: утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и другим.

Отношение к окружающим :
Аутсайдер (жертва буллинга): чувствует симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает своих целей за счёт усидчивости и интеграции вне школы.

Агрессор (булли): чувствует себя победителем, чаще нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников.

Уверенный в себе ребёнок: ощущает уважение к своим нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства; имеет возможность достигать цели; стойко переносит конфликтные ситуации.

Дети бывают жертвами буллинга или агрессорами (булли ) так же из-за :дефицита родительской любви; ( неумения папы и мамы показать должным образом родительскую любовь ); семейных конфликтов и семейных междоусобиц, а так же дети одиноких матерей и чаще всего дети из семей, где назревает развод или родители уже в разводе.

После того, как родители определили причины проблем своего ребёнка, желательно обсудить это с ним самим, не навязывая свою точку зрения. Главное –помочь проанализировать ситуацию, выбрать подходящий вариант поведения, помочь в последовательности выбранных действий.

Дайте ребёнку почувствовать, что вы понимаете его страх, обиду, одиночество, гнев. Помогите найти новые способы реагирования на школьный буллинг. Подбодрите ребёнка.

Порекомендуйте ребёнку понаблюдать, как общаются между собой другие ребята.

По поводу личностных особенностей, которые вызывают неприятие у одноклассников-то это процесс сложный. Нужно ли изменение личности или нет? Всегда ли нужно безумно подчиняться внутригрупповым нормам? Решать вам с вашим школьником.

Помогите ребёнку завоевать симпатию и признание одноклассников. Определите, успехи в какой области особенно ими ценятся и что он может сделать, чтобы добиться этих успехов (например, в каком-то виде спорта, в игре на гитаре, катание на роликах). Понадобятся от вас какие-то усилия, возможно материальные траты: современный компьютер, модная одежда или ещё что-то, что ценится одноклассниками. И самое основное-это ваша родительская безусловная любовь к ребёнку, которая поможет ему перенести в жизни любые невзгоды и неприятности.
Рекомендации классным руководителям в работе с "трудными" подростками
Особенности подросткового периода развития:
ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;
примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
вступает впервые романтические отношения;
привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.
Общаясь с подростком, помните:
беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
умейте смотреть на вещи глазами подростка.
Работая с «трудным» подростком, нужно:
Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию
Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться
Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
Рекомендации классным руководителям в работе с "трудными" подростками
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидови
Особенности подросткового периода развития:
• ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;
• примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
• вступает в первые романтические отношения;
• привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.
Общаясь с подростком, помните:
• беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
• в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
• лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
• диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
• в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
• старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
• умейте смотреть на вещи глазами подростка.

Работая с «трудным» подростком, нужно:
1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию
7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться
8. Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины.
(таблица будет видна при загрузки материала)
Список используемой литературы при составлении рекомендаций:
1. Казанская В.Г. Подросток трудности взросления. – СПб.: Питер, 2006.
2. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа. – СПб.:Речь, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии (0)