Положение о внеурочной деятельности

21 ноября 2014 - Юлия К.

Скачать документ

 Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся
МБОУ гимназия №7 г. Балтийска в условиях введения ФГОС НОО, ООО, СОО


1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ гимназия №7 г. Балтийска в условиях введения ФГОС НОО, ООО, СОО (далее — Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
1. 2. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение школьниками личностных и метапредметных результатов начального и основного общего образования. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
1.3.Внеурочная деятельность в МБОУ гимназия №7 г. Балтийска (далее — Гимназия) реализует воспитательные цели, использует формы и методы воспитательной работы с обучающимися, следовательно, решает проблемы социализации личности и является составляющей воспитательной системы Гимназии.
1.4. Внеурочная деятельность организуется в 1-4, 5–9, 10-11 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного и среднего (полного) общего образования.
1.5. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
1.6. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет до 10 недельных часов и не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы
1.7. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей).
1.8. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.
1.9. При организации внеурочной деятельности используются разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, учебные курсы по выбору и т.д.).
1.10. При организации внеурочной деятельности Гимназия может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельности и в каникулярное время.



2. Цель и задачи
2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся на I, II и III ступени в соответствии с основной образовательной программой начального, основного и среднего (полного) общего образования.
2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся Гимназии путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
2.3. Внеурочная деятельность может быть использована на введение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.



3. Организация внеурочной деятельности
3.1. Внеурочная деятельность в Гимназии может реализовываться по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное; по видам: игровая, познавательная, досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность и др.; в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, викторины, конкурсы, проекты, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
3.2.Внеурочная деятельность осуществляется по образовательным программам или программам внеурочной деятельности, рекомендованными Министерством образования и науки РФ. Авторские образовательные программы и программы внеурочной деятельности утверждаются директором Гимназии на основании решения научно-методического совета.
3.3. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов: комплексные; тематические; ориентированные на достижение результатов; по конкретным видам внеурочной деятельности; индивидуальные.
3.4. Структура образовательной программы внеурочной деятельности включает: титульный лист; пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание изучаемого курса; методическое обеспечение внеурочной деятельности; учебно-методический комплекс
3.4.1. На титульном листе указываются:
Официальное название ОУ, информация о том, где, когда и кем утверждена программа, название программы, направление внеурочной деятельности, в рамках которого предполагается реализовать данную программу, возраст обучающихся, на который рассчитано содержание внеурочной деятельности, представленное в программе, срок реализации программы.
3.4.2. В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности школьников необходимо раскрыть следующие вопросы:
— направленность программы, новизну, актуальность программы- ориентация на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ;
— Цели и задачи программы должны соответствовать требованиям к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, установленным ФГОС. Задачи – должны раскрыть логику достижения цели при организации практической деятельности обучающихся.
-возраст детей, участвующих в реализации данной программы
-сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
— формы и режим занятий
— Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Результаты необходимо описать на трех уровнях: личностном, метапредметном, предметном. Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной деятельности. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими УУД ( познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
К предметным результатам обучающихся относится опыт специфической деятельности по получению продукта ( нового знания), его преобразованию и применению. Результативность освоения программы определяется на основе участия школьников в конкурсных мероприятиях или выполнения творческих работ. Минимальное обязательное количество такого рода сертификационных испытаний не должно превышать 4-х за учебный год.
Формами подведения итогов, освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.л. Перечень и сроки проведения мероприятий должны быть определены в начале учебного года. По каждому направлению внеурочной деятельности за учебный год должно пройти не менее 3-х мероприятий на уровне ОУ.
3.4.3. Учебно -тематический план программы внеурочной деятельности должен содержать перечень разделов и тем, а также количество часов по каждому разделу и теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
План мероприятий должен содержать название и форму мероприятия, сроки проведения, ресурсы и предполагаемый результат.
3.4.4. Содержание программы представляет собой краткое описание каждой темы с выделением основных понятий и видов деятельности учащихся, подлежащих освоению.
3.4.5… В разделе «Методическое обеспечение» должны быть даны краткие методические рекомендации по:
— организации и проведению игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций;
— проведению практических и лабораторных работ, опытов и т.п., а также краткое описание методов исследовательских работ, перечень тематик опытнической или исследовательских работ и т.п.
— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, конкурсов и т.д.)
3.4.6. Учебно-методический комплекс содержит список используемой литературы, медиатека, ссылки на интернет-ресурсы, электронные разработки, в том числе для использования дистанционного обучения
3.5. Распределение времени на внеурочную деятельность по годам обучения определяется Гимназией. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность в определенном классе, Гимназия определяет самостоятельно исходя из имеющихся ресурсов Гимназии и за счет интеграции ресурсов Гимназии и учреждений дополнительного образования детей в объеме до 10 часов. В начальной школе оптимальный объём программы внеурочной деятельности составляет 33 – 66 часов в 1 классе, 34-68 часов во 2-4 классах, наполняемость групп от 10 до 25 человек.
3.6. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями Гимназии или педагогами учреждений дополнительного образования (при обязательном заключении договорных отношений).
3.7. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности.
3.8.План внеурочной деятельности для класса или параллели определяется в конце учебного года.
3.9. Предварительный выбор программ внеурочной деятельности на следующий учебный год обучающимися производится во втором полугодии на основе анкетирования.
3.10. Для обучающихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании.
3.11. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности, состав которых утверждается приказом директора Гимназии.
3.12. Фиксирование проведенных занятий внеурочной деятельности, их содержания, посещаемости обучающихся производится в ежегодно создаваемом журнале внеурочной деятельности. Журнал является финансовым документом, при его заполнении необходимо соблюдать Требования к ведению журналов, утверждённые приказом директора Гимназии.
3.13.Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.



4. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.

4.1. Система оценки внеурочной деятельности школьников носит комплексный подход и предусматривает оценку достижений обучающихся
(портфолио) и оценку эффективности внеурочной деятельности всей Гимназии.
4.2. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:
— оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления;
— индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
— качественная и количественная оценка эффективности деятельности Гимназии по направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп учащихся.
4.4. Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в рамках одного направления, может проводиться по окончании учебного года на в форме творческой презентации. На празднике объявляются результаты внеурочной деятельности с награждением лучших учащихся, набравших максимальное количество баллов по всем направлениям и набравших максимальное количество баллов по отдельным направлениям.